Транспортная империя - Спецтехника, автомобили грузовые, транспортные перевозки, автотовары, услуги, реклама в журнале, на сайте

Расчет расстояния между городами
От:
До:
Через:
(на ATI.su)
   
Главная / Полезная информация / История транспорта / Советская легенда – ЗиЛ-130

Советская легенда – ЗиЛ-130

Главная Карта сайта Печать

Существуют вещи, узнаваемые с полувзгляда, мельком, как бутылка «Кока-Колы» или легковушка «Фольксваген Жук». В один ряд с ними можно смело поставить и советский грузовик ЗиЛ-130. Обладая яркой внешностью, он легко узнаваем в любом автомобильном потоке.

«Сто тридцатый» выпускался на ЗиЛе тридцать лет (1964-1994гг.), после чего его выпуск был перенесен на завод УАМЗ (Уральский автомоторный завод, г. Новоуральск Свердловской области, ныне ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР). За эти годы было выпущено 3388312 автомобилей ЗиЛ-130 (без учета изготовленных на АМУРе).

ЗиС-150 (1949-1957 гг., с 1956 г. - ЗиЛ-150)Рождение автомобиля
История появления на свет «сто тридцатой» модели началась почти сразу после окончания Великой Отечественной войны. На московском заводе ЗиС начался выпуск первой послевоенной модели грузовика ЗиС-150, но машина оказалась крайне неудачной, сырой, уступающей практически по всем статьям своим сверстникам: ДАЗ-130 «Украинец» Днепропетровского автозавода и УльЗиС-253, разработанному совместно НАМИ и Ульяновским автозаводом. Но у Днепропетровска и Ульяновска не было такого директора, как И.А. Лихачев, который смог добиться постановки на конвейер весьма посредственной модели. Уже спустя пять лет, к началу 1950-х, ЗиСу срочно потребовалась замена. Ситуация была тяжелой для завода – чтобы частично решить проблемы, была создана модернизированная версия «стопятидесятки» – ЗиЛ-164 (производился с октября 1957 по декабрь 1964 года), но ни он, ни даже улучшенный ЗиЛ-164А не стали панацеей. Нужна была принципиально новая машина.

В 1953 году на ЗиСе начали работы над новой базовой моделью грузовика – ЗиС-125 (по конструкторской документации – ЗиС-150М). Новая машина должна была избавиться от всех недостатков, присущих грузовикам серии ЗиС-150/ЗиЛ-164, и вобрать в себя все лучшее, что было создано в советском автопроме в те годы. Поэтому в процессе проектирования и создания опытных образцов ЗиС-125 несколько раз менял свой облик.

В 1956 году был собран очередной прототип, но уже с другой внешностью и под индексом ЗиЛ-130 (имя Сталина уже отсутствовало в названии). О серийном производстве речь еще не заходила – постоянно отвлекали текущие вопросы. Однако уже в 1959 году был намечен ряд неотложных мер по скорейшему освоению перспективных автомобилей. Опытный образец ЗиЛ-130 прошел заводские испытания, которые были признаны в целом удовлетворительными. В феврале 1961 года было окончательно утверждено проектное задание на освоение производства, которое предусматривало комплексную реконструкцию завода. На этот проект были ассигнованы десятки миллионов рублей, из которых 31 миллион предполагалось потратить на строительно-монтажные работы. Проект подписал заместитель председателя Комитета по автоматизации и машиностроению при Совете Министров СССР Павел Дмитриевич Бородин, ставший в 1963 году директором ЗиЛа.

Согласно правительственному заданию, на ЗиЛе в 1961–1962 годах должны были без остановки действующего производства перейти на выпуск машин ЗиЛ-130, но работы по ряду субъективных и объективных причин затягивались. Уже в третий раз уточнялся график перехода на выпуск новой техники.

Серийный ЗиЛ-130 (1962-1977 гг.)Первая партия предсерийных ЗиЛ-130 в количестве пяти штук все же была изготовлена в 1962 году. Для опытной эксплуатации их передали на Ярославский шинный завод. «Почти серийные» автомобили начали сходить с конвейера в 1963 году, но массовый выпуск начался только 1 октября 1964 года, когда полностью завершилась генеральная реконструкция завода.

За создание конструкции семейства грузовых автомобилей ЗиЛ-130 в 1967 году присуждена Государственная премия В.Н.Алексееву, А.Т.Бойко, С.Н.Калашникову, Г.А.Матерову, А.М.Кригеру, Г.Г.Михайлову, М.С.Наерману, Ю.Н.Сагаловичу, Б.Я.Соскову, К.В.Строганову, Г.А.Фесте, В.В.Полякову.

Серийное производство
С самого начала проектировался не только ЗиЛ-130, но и целое семейство автомобилей на его базе, таких как ЗиЛ-130В1 (седельный тягач), ЗиЛ-130Г1 (длиннобазная модификация) и некоторые другие, не имевшие заметных внешних отличий от базовой модели.

С февраля 1971 года автомобили стали оснащать платформой с пониженной высотой бортов (575мм против 685мм), таких же, как у длиннобазного ЗиЛ-130Г1. Внешне кузов ЗиЛ-130 стал ниже на одну доску – пять вместо прежних шести.

Решением аттестационной комиссии в 1973 году автомобилю ЗиЛ-130 был присвоен Знак качества. Почетный пятиугольник наносили белой краской с правой стороны кабины.

В 1974 году на главном конвейере был собран миллионный ЗиЛ-130, а 12 августа начался выпуск северной модификации – ЗиЛ-130С – на Читинском автосборочном заводе, которая имела отличия от серийной модели, позволявшие эксплуатировать ее в суровых условиях Крайнего Севера. В конце года начали выпускаться шасси ЗиЛ-130АН с колесной базой 3800 мм и шасси ЗиЛ-130К (с базой 3300 мм), оснащенные рядным шестицилиндровым двигателем ЗиЛ-157Д.

С 1977 года небольшими партиями начала изготовляться модификация ЗиЛ-130ГУ с особо длинной базой (5600мм), предназначенная для перевозки длинномерных легковесных грузов.

В июне 1980 года автомобили ЗиЛ-130, ЗиЛ-130В1, ЗиЛ-130Г, ЗиЛ-130Д, ЗиЛ-130Б, предназначенные для работы с прицепным составом, начали оснащать опознавательным знаком «Автопоезд» – три оранжевых фонаря на крыше кабины.

В начале 1980-х была разработана газобаллонная модификация ЗиЛ-138, предназначенная для работы на смеси углеводородных газов пропан-бутан. Бензиновая система выполняла роль резервной. Кроме бортового автомобиля в семейство ЗиЛ-138 входили седельный тягач ЗиЛ-138В1 и шасси строительного самосвала ЗиЛ-138Д2.

С 1986 года в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 автомобили семейства ЗиЛ-130 получили новые индексы: ЗиЛ-431410 (ЗиЛ-130), ЗиЛ-431510 (ЗиЛ-130Г), ЗиЛ-441510 (ЗиЛ-130В1), ЗиЛ-431810 (ЗиЛ-138), ЗиЛ-431610 (ЗиЛ-138А) и т.д.

ЗиЛ-130 стал первым грузовым автомобилем марки ЗиЛ, который штатно стали окрашивать в гражданские цвета (белый и голубой). До этого все зиловские грузовики окрашивались в цвет хаки для использования в военных целях.

На шасси ЗиЛ-130 выпускалась широкая гамма спецавтомобилей: автотопливозаправщики (АТЗ-3,8, АТЗ-4 и др.); машины для коммунальных служб (КДП-130, КПМ-64, ПУ-130, МКПУ-1 и др.); рефрижератор (ЛУМЗ-890Б); автокраны (К-46, АК-75В, МКА-6,3, КС-2561, КСБ-1571 и др.); битумовозы (ДС-182-01, ДС-39Б); широкая гамма пожарных машин (АН-30(130)-64А, АЦ-40(130)-63А, АВП-7(130), АГДЗС-12 и др.) и многое другое. Мытищинский машиностроительный завод выпускал на базе ЗиЛ-130 и ЗиЛ-4314 самосвалы ЗиЛ-ММЗ-554, ЗиЛ-ММЗ-555, ЗиЛ-ММЗ-4502, ЗиЛ-ММЗ-4505 и ЗиЛ-ММЗ-4510, а также мусоровозы ЗиЛ-ММЗ-49522.

Поставки на экспорт
Надежность конструкции и неприхотливость в обслуживании ЗиЛ-130 привели к тому, что его охотно стали покупать за рубежом. В результате, завод создал специальные экспортные модификации машины как для стран с умеренным климатом, так и для тропиков. По особым заказам грузовики ЗиЛ-130 оснащались английскими дизельными двигателями Perkins, а финское Седельный тягач ЗиЛ-130В1 (1964-1977 гг.)дочернее предприятие «Автоэкспорта» – объединение «Конела» – подводило под двухосный автомобиль третью поддерживающую неведущую ось, что повышало грузоподъемность машины до 8 тонн. В Индию, Сирию, Иран и Ирак поставлялись специальные автобусные шасси на основе удлиненного варианта ЗиЛ-130Г, на которые местные кузовные фирмы устанавливали кузова оригинальной конструкции.

Уральский период
30 декабря 1994 года в Москве с конвейера «АМО ЗИЛ» сошел последний представитель семейства «стотридцаток» с порядковым номером 3388312. Но уже в 1995 году в истории ЗиЛ-130 началась новая глава – производство этих машин было перенесено на Уральский автомоторный завод (УАМЗ, ныне ЗАО «АМУР» – «Автомобили и моторы Урала») в город Новоуральск, рядом с Екатеринбургом, являвшийся филиалом ЗиЛа. Автомобиль начал выпускаться под маркой УАМЗ-43140 (ныне АМУР-43140). Кабину и капот на него стали устанавливать от армейского полноприводного автомобиля ЗиЛ-131 (6х6), который производился на этом предприятии с 1990 года.

Семейство двухосных машин включает бортовой УАМЗ/АМУР-431410 (бывший ЗиЛ-130) грузоподъемностью 6 тонн и шасси для установки кузовов различного типа – УАМЗ/АМУР-431412 с полезной нагрузкой 6,8 тонны. Обе разновидности оснащены V-образной 6-литровой карбюраторной «восьмеркой» ЗиЛ-508.10 мощностью 150 л.с. Существует и дизельная версия автомобиля – УАМЗ/АМУР-431920 с бортовой платформой (шасси ЗиЛ-431922), на которую устанавливается 132-сильный дизель ЗиЛ-0550 с рабочим объемом 6,28л, созданный на базе бензинового двигателя. По заказу на автомобили этой серии устанавливается также 4-цилиндровый 4,75-литровый дизель Минского моторного завода Д-245.1-538 мощностью 108 л.с.

Надеемся, что, отметивший осенью 2009 года свой 45-летний юбилей, ЗиЛ-130 останется не только в строю, но и на конвейере, подтверждая тем самым свой легендарный статус.

Источники:
Гладкий Д. ЗиЛ-130. Советская легенда, или 40 лет верной службы
(интернет-версия – www.gruz-inform.interdalnoboy.com)
ЗиЛ-130 – самый массовый грузовик эпохи застоя / Автотрак, №3, 2003
(интернет-версия – www.autotruck-press.ru/archive/number9/article19)
Краткий автомобильный справочник. НИИАТ – М.: Транспорт, 1971
denisovets.narod.ru/zil/zilpages/zil130.html
ru.wikipedia.org/wiki/ЗиЛ-130
zil130.ru
www.autowp.ru
www.techincom.ru
www.techstory.ru/krans/kr_avto.htm

Обзор подготовил Дмитрий Катунов




Имя *
E-mail
Текст *
Введите код с картинки *

Услуги спецтехники, транспортные перевозки:
Аренда дизельного компрессора до 10 Атм.
Пескоструйная очистка поверхности. Организация междугородных перевозок грузов
любым видом а/м транспорта
ООО "А-Мега НН"
Тел.: 220-58-12, 228-58-12, 8-920-252-57-42 (услуги спецтехники)
Ремонт:
импортной и отечественной гидравлики:
ГСТ, ГМКП, насосы, моторы,
распределители, цилиндры.
Обменный фонд. Гарантия.
ООО "Рэго"
Тел.: 4141844, (8352) 640841
Услуги спецтехники:
Фронт.погрузчик АМКОДОР
Автовышка коленная 22 м
Автокран 25 т, самосвал
Низкорамный трал для перевозки негабаритных грузов
Экскаватор гусеничный JCB, v ковша 1, 2 куб. м
Открытый п/прицеп 13,6 м.
Доставка щебня и т.д.
Сварочные, токарные работы.
ООО "Вектор"
Тел.: (83170) 60-163, 8-905-660-63-70