При зарядке аккумулятор кипит — это нормально или нет?

Содержание

Когда кипение считается нормой

Как уже говорилось ранее, если аккумуляторы кипят при зарядке, это ещё не повод беспокоиться. В некоторых случаях кипение считается состоянием нормы для АКБ.

Ответить на вопрос о том, должен ли кипеть аккумулятор от автомобиля во время процесса зарядки, поможет ареометр. Это прибор, с помощью которого измеряется плотность жидкости.

Кипение происходит в тех случаях, когда плотность жидкости внутри АКБ достигает своих максимальных значений. При этом батарея уже не способна удерживать ток заряда, который на неё поступает. Когда АКБ кипит при полном заряде, это считается нормой.

Это позволяет понять, должен ли кипеть ваш автомобильный аккумулятор непосредственно во время зарядки. Когда рабочая жидкость обретает максимальную плотность за счёт зарядного тока, кипение будет нормой.

Не стоит паниковать, когда аккумулятор при зарядке кипит лишь спустя 5-7 часов. При подобных условиях это нормально и покупать новую АКБ не нужно.

Время, необходимое для закипания при исправной батарее, зависит от её текущего состояния, степени разряда, срока эксплуатации и пр.

Немного о правильной зарядке

Современные АКБ подразумевают использование тока, равного 1/10 от общего объёма. Так, батарею 12В 60 Ач нужно заряжать током не более 6 ампер. Но такой метод используется не всегда. Например, исключением является полный разряд батареи. В этом случае нужно использовать пониженное напряжение, примерно 2 ампера. Изредка используется форсированный метод зарядки АКБ. Нельзя не отметить, что это крайне негативно воздействует на устройство, так как мы используем ток, равный 60-70% общей емкости. Если батарея 60 Ач, то мы заряжаем примерно на 40-45 амперах. Большая вероятность того, что температура электролита поднимется до 45 градусов по Цельсию, в этом случае процесс нужно остановить.

Имеет место и уравнительный метод. В некоторых случаях он наиболее предпочтителен, так как позволяет полностью восстановить активные массы АКБ. Сила тока в этом случае равна 0,1 ампер. Следовательно, подзарядка таким образом займёт очень много времени, но на функциональности устройства это не отразится.

Как это может повлиять на батарею

Постоянное закипание электролита при зарядке от ЗУ может вызвать следующие нежелательные процессы и состояния батареи:

  • Разрушение свинцовых пластин.
  • Замыкание пластин между собой.
  • Взрыва батареи.
  • Коррозии клемм и зажимов зарядного устройства.

Из перечисленных повреждений наиболее опасным является взрыв батареи. В этом случае возможно не только образование пожара, но и получение химических ожогов и результате разбрызгивания большого количества раствора серной кислоты.

Фото 2

Подготовительные работы перед подзарядкой

при зарядке аккумулятора кипит электролит

Прежде чем начать процесс, нужно снять АКБ и поставить на горизонтальную поверхность. Желательно, чтобы всё делалось в вентилируемом помещении, так как выделяется ядовитый, к тому же взрывоопасный газ. Далее необходимо открутить все банки (это что касается обслуживаемых батарей). Сделать это можно при помощи большой плоской отвёртки, иногда даже руками. Мы должны увидеть электролит: если его уровень ниже обычного, то доливаем воды (дисцилят). После того как вы полностью установили нормальный уровень, можно подключать зарядное устройство.

Тут главное — не перепутать. Подключаем плюс ЗУ к плюсовой клемме, ну и минус — соответственно. Зарядное устройство имеет два провода: красный и чёрный, «+» и «-». АКБ заряжается, мы наблюдаем. Если ёмкость батареи составляет 60 Ач, а ток 6 ампер, то 10 часов достаточно, чтобы полностью зарядить устройство. Но обратите внимание, что если при зарядке аккумулятор кипит и началось это в самом начале, то это явный сигнал того, что нужно снизить ток. Таким образом вы сможете избежать порчи. Тем не менее, нужно понимать, что аккумулятор при зарядке должен кипеть, но не слишком интенсивно.

аккумулятор при зарядке должен кипеть

Быстрое закипание – показатель нерабочего аккумулятора

Практически сразу начинают закипать аккумуляторы, ресурс батареи которых исчерпался. Иногда кипение начинается не во всех банках одновременно, а лишь внутри некоторых отсеков.

Это означает, что пластины внутри них разрушены и восстановлению не подлежат. Такой аккумулятор невозможно починить, единственный выход из ситуации – приобрести новый.

Причины быстрого кипения могут быть такие:

  • Уровень электролита не долит до нормы.
  • Замыкание во внутренней части банки.
  • Деструкция накопителей энергии вследствие накопления сернокислого свинца.

Когда кипение совершается только в 1-м отсеке, это может говорить про недостаточный уровень кислоты. Или о начальном этапе разрушения пластин. При кипении рекомендуется сверить уровень электролита.

Почему при зарядке появляются пузырьки в банках

Иногда во время зарядки в открытых батареях видны пузырьки воздуха. Может показаться, что аккумулятор закипает, но в действительности, происходит другой процесс. Образование пузырьков на банках – это электролиз дистиллированной воды. Электролит аккумулятора содержит серную кислоту и дистиллят. Когда батарея заряжена, молекулы воды распадаются на кислород и водород.

Измерение плотности электролита

Меряем плотность электролита

От плотности имеющегося в банках электролита напрямую зависит способность аккумулятора принимать заряд. Плотность замеряется только у полностью заряженного устройства, простоявшего пару часов в состоянии покоя при температуре около 25 градусов по Цельсию. Если замерять сразу после зарядки, показания окажутся завышенными.

Плотность измеряется в граммах на кубический сантиметр и при нормальном климате должна составлять 1,25-1,27 г/см3. В более холодных регионах ее повышают до 1,29 г/см3. Соответственно, уровень плотности в теплых регионах может быть на 0,01 ниже.

Измерить показания плотности можно самостоятельно, используя для этого специальный прибор – денсиметр. Он представляет собой стеклянную трубку, внутри которой находится ареометр. К ней присоединяется пластиковая трубка с одной стороны и резиновая груша – с другой. Для замера необходимо немного приоткрыть банку с электролитом, погрузить в нее пластиковый конец трубки и нажатием на грушу зачерпнуть немного электролита. Аэрометр покажет плотность. Подобным способом можно проверить плотность у обслуживаемой модели аккумуляторов.

Чтобы проверить данный показатель у необслуживаемого аккумулятора, который не предоставляет доступа к имеющемуся электролиту, достаточно посмотреть в специальное окошко. При нормальном уровне плотности в нем должен быть виден зеленый индикатор. При понижении плотности индикатор станет черным.

Если плотность электролита ниже нормы, это не обязательно говорит о том, что нужно его доливать. При кипении аккумулятора из жидкого состава может выпариваться только вода. Сера остается в составе, однако может скопиться вокруг свинцовых пластин, приводя к сульфатации. Если процесс еще не очень запущен и лишь небольшая часть кристаллов серы скопилась у нижнего края пластин, исправить ситуацию можно, проведя несколько циклов заряда/разряда аккумулятора.

ВАЖНО! Заливать электролит можно только в том случае, если он был пролит по неосторожности или случайности. При этом важно, чтобы плотность и температура двух составов полностью соответствовали друг другу.

Самостоятельное устранение проблемы

Итак, аккумулятор закипел в процессе зарядки, что можно и нужно делать? Бурное газовыделение свидетельствует о том, что батарея перестала накапливать энергию. Как свидетельствует практика, кипение переходит в активную стадию, когда АКБ набрал примерно 80% от максимального возможного заряда.

Именно поэтому сразу отключать зарядку не нужно, но и оставлять кипеть аккумулятор рекомендуется максимум на два–три часа. Необходимо сразу после появления газов уменьшить ток заряда вдвое. Если пробки были откручены полностью, их следует неплотно одеть – небольшой щели для выхода паров вполне достаточно, и этим вы снизите вероятность выплёскивания электролита наружу.

Как правило, после уменьшения тока кипение ненадолго прекращается, но затем жидкость снова начинает бурлить. Алгоритм в этом случае остаётся неизменным – двукратное уменьшение тока зарядки. Обычно при такой последовательности зарядку продолжают до тех пор, пока вольтметр или амперметр не укажут на стабильность соответствующих показателей.

Современные ЗУ способны самостоятельно уменьшать силу тока, ориентируясь на показатели вольтажа. На более старых устройствах необходимо следить за этим параметром и регулировать ток заряда самостоятельно.

Если электролит закипает достаточно быстро, первое, что нужно сделать – проверить его уровень. Если он недостаточен, нужно долить жидкость (дистиллированную воду или электролит, в зависимости от плотности раствора) и продолжить зарядку. Это единственный случай, когда вы имеете возможность относительно просто реанимировать батарею.

Химические причины кипения раствора кислоты

В процессе зарядки от генератора или ЗУ аккумулятор накапливает энергию, поступающую от источника тока. Если быть точным, то эта энергия тратится на восстановление свинцового покрытия электродов, которые во время разряда вступают в реакцию с кислотой, образуя сульфат свинца.

Во время процесса подзарядки источника питания кислотный остаток регенерируется обратно в кислоту, и плотность электролита растёт. После того как все соли с пластин регенерировались, поступающий ток продолжает воздействовать на электролит, запуская процесс электролиза воды. Она разлагается на молекулярный кислород и водород, в обычных условиях это газы, которые устремляются к поверхности электролита в виде пузырьков. Интенсивность этого процесса со временем нарастает. Со стороны это газовыделение воспринимается как кипение жидкости. В действительности температура электролита при этом составляет порядка 50 градусов.

Благодаря приведенным сведениям становится понятно, почему при зарядке аккумулятора автомашины от зарядного устройства начинает закипать и пузыриться электролит, и насколько этот процесс безопасен.

Химическое объяснение кипения

Как уже выяснили, когда при зарядке аккумуляторов кипит электролит, довольно часто это является нормой и паниковать не стоит.

Некоторым будет интересно узнать, почему именно находящаяся внутри АКБ жидкость кипит в процессе зарядке и из-за чего аккумулятор сталкивается с подобным явлением с точки зрения химических процессов.

Следует детальнее разобраться, из-за чего аккумулятор начинает кипеть при зарядке. Когда идёт процесс зарядки, батарея накапливает внутри себя энергию. Последняя поступает в АКБ от зарядного устройства. Эта энергия требуется, чтобы восстановить свинцовое покрытие на пластинах аккумулятора. Параллельно формируется так называемый кислотный остаток. Он входит в состав электролита, за счёт чего плотность рабочей жидкости постепенно повышается.

Когда процесс восстановления свинцовых солей завершается, начинается другое явление. Это водный электролит. То есть вода разлагается на части, когда через неё проходит электроток. При электролизе вода распадается на 2 составляющие: водород и кислород.

Разложение воды способствует выделению газа в виде пузырей. Сначала они появляются в небольшом количестве, имеют маленькие размеры. Это можно заметить по незначительному звуку шуршания внутри АКБ. Но по мере увеличения интенсивности кипения слышно уже полноценное бульканье.

Внешне это напоминает обычное кипение воды. В действительности температура не достигает зачастую и 50 градусов Цельсия.

Всё это даёт понять, что в кипении нет ничего страшного. Это лишь признак того, что заряд АКБ был восполнен в полной мере и процессы завершены. Когда аккумулятор кипит на зарядке, остаётся лишь отключить батарею от зарядного устройства.

Закипел аккумулятор машины

Причины быстрого закипания электролита

Встречаются разные факторы, вызывающие несвоевременное кипение. Однако распространены из них три:

  • уровень вещества понизился, причем сильно;
  • сульфатация пластин привела к их рассыпанию;
  • пластины замкнулись внутри устройства.

Случается, что одна банка не кипит. В таком случае, очень вероятно, что нужно лишь долить в кипящие элементы устройства.

Впрочем, тут важна конкретика. Если не кипит одна банка АКБ, то чаще всего дело в малом количестве электролита. Если же кипит лишь одна банка аккумулятора, дело тут зачастую не только в малом объеме кислоты, но и в рассыпающихся пластинах.

Способы определения кипящего аккумулятора

При закипании АКБ слышатся булькающие звуки.

Во время зарядки необходимо учитывать уровень заряда, чтобы определить, нормально ли это явление или нет. Для этого используют ареометр, измеряющий плотность электролита.

При полной зарядке уровень вещества максимальный, а при разрядке наоборот. Когда жидкость движется к предельной черте, кипение является нормальным процессом. Если плотность не достигла необходимой отметки, то нагревание произошло рано и с аккумулятором возникли проблемы.

Элемент
Элементы аккумулятора.

Закипание определяют по следующим признакам:

  • резкий запах электролита под капотом;
  • зеленоватый налет и обильное окисление на местах подсоединения клемм к аккумулятору;
  • ржавчина на капоте в области батареи и выраженная коррозия полки под АКБ.

Методика лечения разбалансированного аккумулятора

Устранение дисбаланса сводится к подзарядке только «просевшей» банки. Для этого необходимо иметь продвинутый импульсный зарядник с регулировкой напряжения и тока + смастерить свинцовые палочки, которые понадобятся для подключения зарядного устройства непосредственно к токоотводам.

Подключаться к токоотводам следует по особой технологии: минус цепляется к пластинам непосредственно в дефектном отсеке, плюс – в ближайшей к электродам с коричневым окрасом соседней банке. Например, третья банка – дефектная (минусовый вывод АКБ расположен справа, счет отсеков идет от плюсовой клеммы): «-» — к серым пластинам в третьем модуле, «+» — к серым пластинам в четвертой банке.

К чему такая последовательность подключения? Дело в том, что в разряженной банке плюсовые пластины забиты перекисью свинца, отчего имеют плохую электропроводность и коричневый окрас. Отрицательные же электроды состоят из губчатого свинца и проводят ток хорошо. Ввиду того, что аккумуляторная батарея – это совокупность последовательно соединенных положительных и отрицательных пластин, заиметь надежный плюс можно в соседнем отсеке, что и предлагается сделать.

Требования к процессу зарядки – строгие:

  • Режим подзарядки – импульсный.
  • Максимальное напряжение – 2,5 В.
  • Ток – 10% от емкости аккумулятора.

Основное условие – банка не должна «кипеть». Если такой факт имеет место, то сбавляйте напряжение до 2,4 В. Периодически следует контролировать напряжение и плотность электролита в подзаряжаемом модуле.

Как действовать, если во время зарядки аккумулятор кипит

Если процесс кипения начался в самом начале подзарядки, ваш аккумулятор пришёл в негодность. И это самое, то время приобрести новый.

А вот, если бурление началось в разгаре процесса, необходимо выполнить ряд простых манипуляций. Оставлять АКБ в кипящем состоянии производители рекомендуют не больше 3-х часов.

Порядок действий при начале кипения:

  • Силу тока желательно понизить минимум вдвое. Современные АКБ регулируют этот процесс самостоятельно. Если вы владеете старым устройством, произвести это действие придётся вручную.
  • Проверить количество электролита в банках. При необходимости долить дистиллированной воды, чтобы пластины полностью покрылись. Банки можно до конца не закрывать, оставив небольшую щель.
  • Если после снижения тока кипение возобновилось опять, силу тока вновь следует понизить.
  • При показаниях амперметра о том, что закончилась питание АКБ, прибор следует отключить и остановить зарядку.

Как часто заряжать аккумулятор автомобиля

Частота зарядки аккумуляторной батареи (АКБ) определяется индивидуально. АКБ состоит из 6 секций-банок, которые содержат реактив-электролит и электроды. Наиболее распространенным типом автомобильного аккумулятора является WET. В качестве реактива в нем используется кислота, а в качестве материала для электродов — свинец.

В ходе эксплуатации емкость аккумулятора снижается за счет действия нескольких факторов:

  • загрязнения и уменьшения качества реактива;
  • испарения кислоты;
  • сульфатации свинцовых пластин-электродов.

Снижение емкости АКБ повышает требуемую частоту зарядки, но сокращает ее длительность. При длительном использовании батареи рекомендуется регулярно проверять вольтаж устройства.

Нормальное значение заряда АКБ в теплое время года составляет >50% от номинального, а в холодное — >75%. Это обусловлено разницей в плотности электролита, нагрузкой на батарею и степенью риска ее выключения при различных температурах.

Автомобилисты и мастера сервисных центров рекомендуют заряжать АКБ до 100% как минимум 2 раза в год, причем один из них — непосредственно перед наступлением холодов.

Важные нюансы зарядки

Не следует отключать аккумулятор моментально, как вы увидели процесс кипения. В таком состоянии батарея ещё спокойно может выполнять зарядку в процессе 2-3-х часов.

А затем АКБ считается полноценно заряженной и готовой к использованию. Однако, если кипение продолжается более длительное время, это может способствовать выходу батареи из строя.

Не стоит забывать, что при длительном кипении также будет выкипать электролит. Кроме того, батарею нельзя оставлять возле открытых источников огня, под дождём или снегом.

Помещение должно быть открытым. А место для установки АКБ должно иметь сухую, ровную и устойчивую поверхность.

Что представляет верная зарядка аккумулятора

Нынешние аккумуляторы предполагают эксплуатацию тока в пропорции 1/10 от всего объёма. Таким образом, подзарядку АКБ 12В 60 Ач необходимо выполнять током не выше 6 ампер.

Но не стоит придерживаться этого способа, если АКБ разряжена до конца. Для этого случая подобает использовать напряжение ниже – около 2-х ампер.

Не стоит использовать форсированный способ подзарядки. Так как это может сказаться на зарядном устройстве отрицательным образом. Иногда автолюбители понижают напряжение и осуществляют подзарядку на уровне 0,1 ампер. Это делает процесс более длительным, но не влияет на функциональность конструкции.

Сколько должен кипеть аккумулятор при зарядке

Часто владельцы автомобилей задают вопрос, должен ли и сколько может кипеть аккумулятор при зарядке. Исправный АКБ начинает кипеть часа за три до полного набора емкости. Это нормальный процесс, когда при зарядке кипят все банки аккумулятора.

Это зависит от того, насколько АКБ потерял емкость в результате сульфатирование. Так известно, необслуживаемые Ca/Ca батареи после 2-3 глубоких разрядов садятся полностью, восстановление почти невозможно.

Вы восстанавливаете емкость, производя зарядку аккумулятора малым током в течение длительного времени? Если банки кипят слабо, значит, электролиз идет. Постепенно разрушается корка на пластинах, повышается плотность электролита. При зарядке нужно контролировать, чтобы кипение не переходило в бурную фазу, увлекая электролит. Для этого уменьшают зарядный ток.

Специалисты не советуют злоупотреблять быстрой зарядкой высокими токами, аккумулятор начинает интенсивно кипеть, сокращается срок годности устройства. Что делать, если АКБ во время зарядки кипит слишком интенсивно? Снизить зарядный ток.

Зарядка АКБ

Как относиться к процессу кипения

Новичков волнует, должен ли кипеть аккумулятор при зарядке. Важно понимать: кипение обычно – нормальный процесс. Но стоит различать обычный ход вещей и проблему. Если батарея в порядке, то закипание говорит о следующем: плотность электролита уже доведена до нужного состояния, зарядка почти завершена. Так что в этом случае, если АКБ начнет кипеть, это нормальное явление. Таковы последствия того, что происходят химические процессы.

Но бывает и другая ситуация: АКБ кипит сразу после подсоединения ЗУ (зарядного устройства). И в этой ситуации, как и в случае кипения значительно раньше окончания зарядки, стоит бить тревогу.

Когда кипение говорит о проблемах

Совсем другое дело, когда аккумулятор от автомобиля закипает буквально сразу при зарядке, стоит только подключить к розетке зарядное устройство.

При быстром закипании это указывает на выход из строя АКБ и невозможность её восстановления.

Когда ресурс АКБ подходит к концу, процесс выделения газов, напоминающий обычное кипение воды, начинается практически сразу после начала подачи зарядного тока. Причём при выходе из строя батареи кипение может наблюдаться только в некоторых отсеках (банках).

Подобные признаки указывают на то, что внутренние пластины в АКБ разрушены и эксплуатация такой батареи недопустима. Восстановить её уже не получится.

Есть несколько причин, из-за которых аккумулятор автомобиля кипит при зарядке буквально сразу после подключения зарядного устройства. А именно:

  • накопители энергии разрушились из-за сульфатации, то есть образования сернокислого свинца на поверхностях пластин;
  • уровень электролита оказался слишком низким;
  • в одной или сразу в нескольких банках произошло короткое замыкание.

Вне зависимости от причины, из-за которой аккумулятор буквально сразу кипит при подключении к ЗУ, нужно отказаться от идеи обратной установки АКБ в автомобиль.

Бывает так, что при зарядке процесс кипения наблюдается только в одной банке. Здесь чаще всего причина заключается в критическом снижении уровня электролита, состоящего из смеси воды и серной кислоты. Также кипение одной банки иногда связано с постепенным разрушением пластин в этом отсеке.

Когда кипение наблюдается не в одной банке, а в нескольких сразу, рекомендуется начать диагностику с проверки уровня электролита. Если он упал до критической отметки, тогда кипение начнётся буквально сразу, как только аккумулятор подключат к зарядному устройству и произойдёт подача зарядного тока.

Когда возникает и к чему приводит сульфатация пластин

Причины кипения аккумулятора при зарядке и способы устранения проблемы

Сульфатанация – это процесс осаждения сульфата свинца на положительной пластине. Чем толще налет, тем меньше становится емкость и эффективность работы батареи.

Следует как можно чаще внимательно осматривать батарею, чтобы по первым внешним признакам определить начало сульфатанации.

Важным является подача такого напряжения, которое предусмотрено фирмой-изготовителем.  При превышении допустимого значения быстро наступает закипание.

Такой же эффект следует ожидать при повышенной силе тока. Ее расчетная величина составляет 10% от емкости АКБ. Такое соотношение должно сохраняться в процессе работы.

Если в результате сульфатации емкость снижается, становится меньше исходной емкости батареи, тогда прежняя сила тока для уменьшенной емкости в процентном отношении окажется завышенной. Это приводит к значительному перезаряду и закипанию.

Необходимо сразу прекратить зарядку, отключить зарядное устройство от сети и аккумулятора.

Как решить проблему

Также автомобилистам важно понимать, что им следует делать, если при зарядке их аккумулятор всё же закипел.

Бурление, то есть высвобождение газов в АКБ, указывает на то, что батарея больше не накапливает энергию. Так происходит обычно при восполнении около 80% номинальной ёмкости батареи.

Процент может несколько отличаться, поскольку на это также влияет общее состояние батареи, применяемый метод зарядки и пр.

Не нужно сразу же бежать к ЗУ и отключать его в срочном порядке из розетки. Но и на длительное время оставлять батарею с кипящим электролитом нельзя. При незначительном, умеренном бурлении в таком состоянии можно продолжать восполнять ёмкость примерно 2-3 часа.

Как только появились признаки кипения, силу зарядного тока нужно снизить в 2 раза.

Если вы используете обслуживаемый тип АКБ, на которой присутствуют пробки, их следует немного открутить. Это позволит создать небольшой зазор, через который избыточный газ сможет выходить наружу, а не давить на внутренние стенки аккумуляторной батареи.

Когда напряжение будет снижено и процесс зарядки продолжен, через некоторое время кипение снова может начаться. И тут важно знать, что делать в такой ситуации при зарядке, если аккумулятор вновь закипел. Тактика та же самая. Ток заряда снижается в 2 раза. Процесс продолжается до того момента, пока амперметр не покажет, что аккумулятор больше не принимает питание.

Закипание автомобильного аккумулятора

Если вы используете зарядные устройства старого образца, тогда здесь все параметры придётся подбирать самостоятельно, регулировать всё вручную. В этом плане намного удобнее и безопаснее пользоваться современными зарядками. Они регулируют интенсивность подачи зарядного тока в автоматическом режиме. Участие человека сведено к минимуму. Фактически достаточно соединить АКБ с зарядным устройством, а затем подключить вилку ЗУ в розетку. Далее можно ждать автоматического отключения. Это говорит о том, что батарея заряжена.

Прежде чем пользоваться ЗУ, внимательно почитайте инструкции и рекомендации производителя по использованию. Это позволит избежать проблем в процессе зарядки своего аккумулятора.

Самостоятельное восстановление работы аккумуляторной батареи возможно в случае кипения во время зарядного процесса. Но сделать это можно, когда чётко диагностирован дефицит электролита внутри АКБ. Смысл достаточно простой. Требуется долить внутрь специальную жидкость в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. В АКБ есть метки уровня электролита, по которым и нужно ориентироваться.

Чаще всего уровень электролита заметно падает именно в сезон высоких температур. Если полноценного электролита под рукой не оказалось и купить его пока негде, вместо него можно долить аналогичное количество дистиллированной воды. Ёмкость с такой жидкостью обязательно должна быть в машине у каждого автомобилиста.

Но бывают случаи, когда самостоятельно решить проблему не удаётся. Тогда потребуется обратиться к профильным специалистам.

Почему закипает аккумулятор на машине?

Если кипение АКБ при зарядке процесс, чаще всего, нормальный и ни о чём плохом не свидетельствует, то кипение на работающем двигателе это однозначно плохо.

Такой момент свидетельствует о неисправности в электрооборудовании автомобиля.

Ниже буде рассмотрено, в каких же случаях кипит батарея на работающем моторе.

Профилактика кипения электролита на работающем моторе

Автомобильный аккумулятор греется при зарядке

Для того что бы ваша АКБ, прослужила максимально долго, нужно придерживаться простых и нехитрых правил профилактики кипения электролита:

  1. Прежде всего, летом проверяйте уровень электролита в обслуживаемых батареях.
  2. Необходимо помнить, что пластины должны быть всегда покрыты электролитом. И если уровень снижается, то нужно просто долить дистиллированной воды. Необходимо знать, что обычную воду в АКБ доливать нельзя.
  3. Кроме этого регулярно проводите визуальный контроль состояния устройства. Оно должно быть чистым, а на клеммах не должно быть налёта.
  4. Ну и последнее, при посещении станций технического обслуживания не поленитесь попросить проверить зарядный ток, который выдаёт генератор автомобиля.

На этом все, удачи на дорогах и никогда не ломайтесь.

Перестраховка: заряжаем аккумулятор авто качественно и правильно

Необходимо знать о том, что если во время зарядки греется аккумулятор — это вполне естественное явление, особенно, когда процесс подходит к концу. Для того чтобы не произошло перегрева, важно следить за батареей на всех этапах ее зарядки — примерно так же, как мы следим за поставленной на огонь кастрюлей или любым электрическим прибором.

Почему кипят банки и нормально ли это?

ДА это вполне нормально, это показывает нам, что батарея заряжена, поэтому и начинается газовыделение. Под воздействием электрического тока вода начинает распадаться на летучий водород и кислород, они поднимаются вверх в виде пузырьков. Нужно отметить, что этот газ очень взрывоопасный – если на него попадет искра или рядом будет открытое пламя, то запросто может произойти взрыв аккумулятора, мало не покажется.

Если пошли пузырьки, то это горит нам что пора снимать батарею с зарядки, перезаряд также ничего хорошего не принесет – интенсивность бурления будет только нарастать, уровень воды в «банках» будет стремительно падать, так как из электролита уходит вода. Далее оголяться пластины (которые должны быть полностью погружены в электролит) они начнут разогреваться и после возможно их разрушение.

Некоторые автолюбители специально доводят батарею до газовыделения, все дело в том что – таким образом можно повысить плотность электролита – «догнать» его до нужного значения. Ведь вода выкипает, а кислота остается — таким образом, плотность увеличивается.

Поэтому дождаться пузырьков можно, но без фанатизма, давайте малые токи иначе кипеть будет интенсивно, что реально может разрушить ваш АКБ.

Какое бывает зарядное устройство

Зарядное устройство необходимо для зарядки аккумулятора и поддержки его работоспособности. В зависимости от конструкции ЗУ может работать в обычном и автоматическом режиме.

При обычном режиме работы (в устаревших конструкциях) необходимо постоянно следить за основными параметрами.

В настоящее время ЗУ чаще работает в автоматическом режиме, избавляет от постоянного контроля за уровнем электролита, чтобы избежать его закипание. ЗУ отключается автоматически после полной зарядки.

Кипение, как симптом выхода из строя

Быстро закипают аккумуляторы, которые уже не работают и подлежат восстановлению. При недостаточном ресурсе батареи процесс выделения газов может начаться практически сразу после подключения АКБ к сети. При выходе устройства из строя бурление может начаться не во всех банках, а только в некоторых отсеках. Такая ситуация складывается в случаях, когда внутри них разрушаются пластины. В дальнейшем эксплуатировать такую батарею невозможно, она не подлежит ремонту.

Основными причинами быстрого закипания являются:

  • разрушение накопителей энергии из-за образования сернокислого свинца на их поверхности;
  • недостаточный уровень электролита;
  • короткое замыкание внутри одной либо нескольких банок.

Если в процессе зарядки кипение идет только в 1 отсеке, то причиной может быть критически низкий уровень кислоты. Также указанная ситуация возникает, если в нем начался процесс разрушения пластин.

Подключение зарядного устройства к АКБ
В случае если не кипит только 1 секция, рекомендуют проверить количество оставшегося внутри электролита. Если он снизился до минимально возможных значений, то кипение начнется практически сразу после подключения к сети.

Зарядка разных вариантов аккумуляторов

При зарядке первым делом нужно обратить внимание на тип аккумулятора, и производить зарядку в зависимости от вашего типа.

Обслуживаемые аккумуляторы. Данный тип АКБ негерметичный, поэтому вода в банках имеет возможность испаряться. При необходимости банки можно открыть и проверить уровень электролита.

Не обслуживаемые АКБ. Вода в этих устройствах не может испариться, так как они полностью герметичны. Она поднимается на внутренние стенки в качестве конденсата, а затем вновь опускается в банки.

Уровень в таких устройствах проверяется через специальное окошко, в котором можно на просвет увидеть количество жидкости.

Что делать если аккумулятор кипит?

Если аккумулятор кипит при длительной зарядке от электрического тока, достаточно снизить силу тока наполовину. Кипение должно уменьшиться и можно спокойно дождаться, когда устройство зарядится полностью. Если закипать он начал в начале зарядки, это может свидетельствовать о существенных неполадках и стоит присмотреться к устройству внимательнее, немедленно отключив его от зарядного устройства.

ВНИМАНИЕ! Если аккумулятор начал сильно кипеть, нужно снизить силу тока зарядного устройства минимум наполовину.

Стандартно аккумулятор состоит из шести банок, в которых расположены свинцовые пластины. Звук кипения могут вызывать:

  • Замкнувшие пластины;
  • Расщепление пластин;
  • Недостаточное количество электролита в одной или нескольких банок.

В первых двух случаях замена неисправного устройства практически неизбежна. Поэтому следует сначала отсоединить его от ЗУ, а затем отвезти либо в сервисный центр для осмотра и окончательного заключения, либо утилизировать.

В последнем случае нужно изучить качество и количество электролита. В обслуживаемых моделях посмотреть, достаточно ли жидкости, довольно просто. Достаточно открутить крышки банок и произвести визуальный осмотр. Если в одной или нескольких электролит не закрывает платины, нужно долить дистиллированной воды до нужного уровня. Доливать самостоятельно серную кислоту не рекомендуется, производить подобные операции должны только в центрах обслуживания.

В каких случаях АКБ начнёт кипеть

Как уже было написано выше кипение электролита, это не совсем кипение, в привычном понимании, это всего лишь фигура речи.

Таким выражением называют процесс выделение газа из электролита, который происходит при зарядке аккумулятора. В этом процессе нет ни чего страшного, однако, по тому, как он происходит можно оценить состояние батареи.

Если этот процесс начался сразу после старта зарядки, то это очень плохой сигнал. С большей вероятностью можно сказать, что аккумулятор у вас уже отработал свой ресурс.

  • Кипение при окончании ресурса службы АКБ. В этом случае кипение начинается сразу при подключении зарядного устройства. При этом процесс обычно начинается не во всех, а лишь в некоторых банках. Это может свидетельствовать о том, что в этих банках находятся короткозамкнутые пластины. В таком случае вам батарею не спасти, и её пора менять.
  • Кипение в случае, когда батарея полностью заряжена. Если кипение начинается через продолжительное время, через 8 часов и более, то это нормально. Это говорит о том, что плотность электролита уже поднялась до штатного значения и батарея заряжена. В этом случае нужно просто прекратить зарядку батареи.

Чем грозит кипячение АКБ

Но для начала вкратце резюмируем, почему, когда аккумулятор кипит при зарядке — это плохо. В целом, если обильное бурление наступает своевременно, то ничего страшного в этом нет. Более того, это один из признаков, указывающий на то, что батарея зарядилась. Если же АКБ кипит при зарядке сразу или в первые часы, то не миновать следующих проблем:

  • систематический перезаряд;
  • потеря электролита;
  • нарушение его плотности;
  • осыпание свинцовых пластин;
  • короткое замыкание в отсеках;
  • потеря ёмкости;
  • снижение силы пускового тока;
  • возможное разрушение АКБ.

В конце концов, регулярное кипячение аккумуляторной батареи заканчивается одинаково. Сначала плохо крутит стартер. Позже машина перестаёт вообще заводиться по утрам. Затем идёт покупка нового аккумулятора. Если не выяснить причину кипения, то такой цикл может повторяться у вас чуть ли не каждые пару лет.

Обильный солевой налёт

Дополнительно не помешает отметить, что электролит за пределами корпуса АКБ — это ещё одна серьёзная проблема. Приводит она к тому, что на клеммах постоянно образуется обильный солевой налёт. А значит — ухудшается электрический контакт со всеми вытекающими последствиями. Это ещё не всё. От кислоты гниют силовые провода, площадка под аккумулятором и даже части кузова автомобиля. В самых запущенных случаях доходит до ослабления конструкции.

Что происходит при коротком замыкании

Причины кипения аккумулятора при зарядке и способы устранения проблемы

Короткое замыкание способствует быстрому закипанию электролита. Оно может произойти между несколькими пластинами, тогда на неповрежденные пластины, которых не коснулось короткое замыкание, сразу начинает действовать повышенная сила тока.

Кипение возникает одновременно с подключением, но не во всех банках, а только там, где произошло короткое замыкание. Может вообще кипеть только одна банка аккумулятора, если пластинам нанесен незначительный вред.

Для диагностики причин это хорошая подсказка: кипение не всех банок одновременно говорит о коротком замыкании.

Есть случаи (о них надо помнить), что одна банка может кипеть, когда в ней недостаточно электролита.

Кипение электролита, вызванное коротким замыканием, негативно влияет на состояние АКБ, приводит к ее разрушению.

Причинами выхода из строя батареи является полная непригодность пластин, снижение емкости за счет образования значительного слоя налета, коррозия металлических частей.

Но более опасно, когда батарея взрывается. Это грозит не только пожаром, но и химическими ожогами серной кислотой, которая разбрызгивается в большом количестве в разные стороны.

Признаки закипающего аккумулятора

Если АКБ обслуживаемого типа, то признаки кипения электролита очевидные:

  • выделение пузырьков водорода (норма);
  • обильное бурление (это уже электролиз);
  • скопление капель электролита на корпусе аккумулятора (разбрызгивание).

Все эти признаки хорошо видны, когда батарея заряжается с открытыми пробками. Остаётся только научиться определять кипение, если аккумулятор необслуживаемый. То есть, прямого доступа к отсекам с электролитом нет. В таких случаях можно выявить только вредное кипение, связанное с началом электролиза воды. Вот косвенные признаки этого процесса:

  • шипение;
  • потёки электролита под штуцером для аварийного сброса давления;
  • вздутие корпуса АКБ;
  • сильный нагрев;
  • в самых запущенных случаях — разрушение аккумулятора.

Соответственно, если в вашем случае наблюдаются какие-либо признаки электролиза, процесс зарядки надо остановить. Далее выясняется причина и, если это возможно, устраняется. Дальше детально описано, где искать проблему, решаема ли она, и если да, то какими путями.

Источники

  • https://remam.ru/elektrik/akkumulyator-kipit-pri-zaryadke.html
  • https://FB.ru/article/139275/pri-zaryadke-akkumulyator-kipit—eto-normalno-ili-net-uznayte-pochemu-pri-zaryadke-akkumulyatora-kipit-elektrolit
  • https://IstochnikiPitaniy.ru/stati/akkumulyator-kipit-pri-zaryadke.html
  • https://avtobak24.ru/pri-zaryadke-akkumulyatora-kipit-elektrolit-pochemu-bul-kaet-akb
  • https://kr-professional.ru/dolzhny-li-idti-puzyri-pri-zaryadke-akkumulyatora/
  • https://jrepair.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/teh-zhidkosti/pri-zaryadke-akkumulyatora-kipit-elektrolit-chto-delat
  • https://akbvavto.ru/maintenance/esli-akkumulyator-kipit-pri-zaryadke.html
  • https://akbzona.ru/zaryadka/kipit-akkumulyator-pri-zaryadke
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/akkumulyator-kipit-pri-zaryadke-prichiny-i-sposoby-opredeleniya-zakipaniya-profilakticheskie-mery
  • https://drajver.ru/dvigatelej/pochemu-kipit-akkumulyator-pri-zaryadke.html
  • https://prometey96.ru/ekspluataciya/kipit-akkumulyator.html
  • https://zsm-miass.ru/obsluzhivanie-i-uhod/pochemu-kipit-akkumulyator-pri-zaryadke.html
  • https://CarsUp.ru/pro-elektriku/akkumulyator-shipit-pri-zaryadke.html
  • https://proakkym.info/akkumulyatory/kipeniye-akkumulyatora-pri-zaryadke
  • https://AutoVogdenie.ru/chto-delat-esli-pri-zaryadke-akkumulyator-nachinaet-kipet.html
  • https://autochainik.ru/kipenie-elektrolita-pri-zaryadke.html
  • https://a6s.info/ru/elektrooborudovanie/56-akkumulyator-kipit-pri-zaryadke
[свернуть]
Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть