Регулировка клапанов на ЯМЗ 236

Содержание
- 1 Ярославские дизели, надежда, опора и крутящий момент
- 2 Особенности в работе механизма
- 3 Советы специалистов
- 4 Механизм ГРМ
- 5 Установка зажигания
- 6 Регулировка клапанов ЯМЗ 236
- 7 Технология регулировки теплового зазора ЯМЗ 236
- 8 Универсальный и конкурентоспособный
- 9 Ремонт
- 10 Как затягивать коренные вкладыши и вкладыши шатунов
- 11 Польза регулярной регулировки
- 12 Как работает перепускной клапан ТНВД?
- 13 Неисправности, их причины и способы устранения
- 14 ЯМЗ-236: производство сейчас
- 15 Головка цилиндров
- 16 Простые правила регулировки клапанов на ЯМЗ 236
- 17 Как самостоятельно отрегулировать клапана у двигателя ЯМЗ 236
- 18 Порядок регулировки клапанов ямз 238
- 19 Установка угла опережения
- 20 Как выполнить регулировку клапанов ЯМЗ 236 своими руками — Авто Мото Спец
- 21 Проблемы и слабые места у двигателя ЯМЗ-236
- 22 Устройство и технические характеристики
- 23 Как создавали мотор
- 24 Система питания двигателя
Ярославские дизели, надежда, опора и крутящий момент
Едва ли не единственным предприятием, которое способно выпускать конкурентоспособные дизельные двигатели для грузовиков и строительной техники, остается Ярославский моторный завод. Дизели ЯМЗ брутальны, надежны, просты и неприхотливы, порой даже показывают чудеса интеграции в новый век с его жесткими требованиями к экологичности выхлопа. Так, все дизеля, которые устанавливаются сегодня на автомобили Урал, МАЗ, Ивановские и Костромские экскаваторы, соответствуют как минимум нормам Евро 0.
В частности, сегодня нас будет интересовать шестицилиндровый атмосферный дизель ЯМЗ 236, устанавливаемый на огромное количество дорожной и строительной техники, автомобили МАЗ, Урал, дизельные генераторы и на некоторые автобусы. Мотор был разработан 55 лет назад, но за неимением альтернативы продолжает пользоваться спросом. По современным меркам, даже для дизельного агрегата самой утилитарной строительной техники равных ему просто нет. В том смысле, что едва ли найдется в мире еще какой-то производитель, продающий рабочие музейные экспонаты. Тем не менее, 180 лошадиных сил, снятые с V-образного шестицилиндрового мотора объемом 11,2 литра, находят себе применение.
Базовый мотор ЯМЗ 236 может комплектоваться множеством усовершенствований и навесных узлов:
- механизмом отбора мощности;
- механизмом гашения крутильных колебаний;
- масляно-жидкостным радиатором,
и еще некоторыми устройствами, связанными с узкой специализацией определенной техники. Также есть модификация двигателя ЯМЗ 236 НЕ2 Турбо. На нем установлен турбонаддув и в результате этого мощность возросла до 230 сил. Цена двигателя, к слову, без КПП и сцепления составляет 460000 рублей.
Но какие бы навесные устройства ни ставили на этот дизель, обслуживание и регулировки просто неизбежны. Мотор прост как в настройках, так и в обслуживании, поскольку повредить его нужно еще уметь. Все же некоторые технологические процессы требуют пояснений, в частности, регулировка клапанного механизма.
Особенности в работе механизма
Чтобы механизм безотказно и долго работал, необходимо знать и соблюдать некоторые особенности.
В первую очередь необходимо внимательно проводить все регламентные работы, предусмотренные инструкцией завода-изготовителя.
При обкатке нового двигателя прирабатываются все его трущиеся поверхности, поэтому важно соблюдать правила обкатки — они обычно указываются в соответствующем разделе инструкции.
Смазывать двигатель важно также по соответствующей таблице. Все разрешенные смазочные материалы в ней указаны.
Охлаждающая жидкость в работающем двигателе должна иметь температуру от 75 до 98 градусов. Непрогретый двигатель работать под нагрузкой не должен. Запуская холодный мотор, нельзя резко увеличивать обороты, так как густое масло не успевает дойти до подшипников коленвала, и они выходят из строя.
Уровень масла не должен опускаться ниже 300 кПа, в противном случае могут быстро износиться трущиеся поверхности.
Крепления головок цилиндров, затягивающиеся с помощью гаек, нужно закручивать со строгой периодичностью, последовательностью и заданным крутящим моментом. Если этого не соблюдать, нарушится герметичность уплотнения и перегорят прокладки.
Советы специалистов
Моментоскоп лучше всего сделать своими руками, чтобы прибор идеально подошел к двигателю. Создать устройство можно из нескольких трубок. При работе необходимо следить за плотностью постановки трубок и не допускать протечек.
Еще один важный момент – процесс накачивания солярки до момента появления в зоне видимости трубки. Накачивание производится путем вращения вала. Подъем топливной массы будет заметен во время прокручивания вала перед непосредственным подходом к элементам первого поршня. Вращение вала важно производить плавно и очень медленно.
При скользких креплениях ТНВД ЯМЗ 236 м2 важно поворачивать таким образом, чтобы впрыск топливной массы соответствовал обозначению впрыска на маховике.
Провернуть двигатель так чтоб на шкале шкива маховика было 20 градусов. При этом, чтоб метка на муфте топливного насоса была с верху, если сверху метку на шкиве топливного насоса не видно, то провернуть двигатель ещё на 360 градусов, снова установив 20 градусов по метке на шкиве коленвала.
Открутить два болта крепления на муфте топливного насоса, и повернуть муфту на максимально позднее зажигание. Это значит, если смотреть на насос со стороны радиатора, то против часовой стрелки.
Затем открутить от топливного насоса трубку высокого давления подачи топлива на первый цилиндр. И углубление на плунжере, место, где стояла трубка, осушить от топлива, дунуть или тряпочкой.
Далее вращать муфту по часовой стрелке в сторону раннего зажигания, очень медленно, можно постукивая монтажкой так как руками медленно и без рывков трудно это сделать. Прокручивать до того момента пока чуть, чуть в углубление плунжера, конусе того места где прикручивается трубка высокого давления на первый цилиндр, на насосе, не появится топливо. Заполнив этот конус на треть-четверть.
Владельцы большегрузных автомобилей с дизельными двигателями, произведёнными в Ярославле на моторном заводе, сталкиваются с проблемами регулировки зажигания топливного насоса высокого давления (ТНВД). Однако как выставить зажигание ЯМЗ 238, отрегулировать и проверить угол опережения впрыска топлива (УОВТ) можно узнать в этой статье.
Механизм ГРМ
Газораспределительный механизм на ЯМЗ-236 верхнеклапанный. Распределительный вал распложен внизу. Клапан приводятся в действие при помощи системы толкателей, коромысел и штанг. Распредвал изготовлен методом ковки из углеродистой стали 45. Толкатели так же стальные, выполненные по технологии штамповки. Клапаны, как впускные, так и выпускные произведены из жароупорных сталей. Периодически дизельный двигатель требует обслуживания. Нужна регулировка клапанов ЯМЗ-236 и кое-какие другие стандартные операции.
Установка зажигания
Установка зажигания – процесс регулировки и контроля впрыскивания топлива. Выставить зажигание ЯМЗ 236 м2 можно самостоятельно или с помощью специалистов СТО.
Регулировку нужно производить следующим образом:
- найти отметку на муфте у топливного насоса и зафиксировать деталь этой отметкой вверх;
- развернуть двигатель, чтобы получить значение в 20 градусов на шкале;
- ослабить болтовое соединение, зафиксированное на муфте, развернуть её на позицию позднего зажигания;
- отвернуть трубку, подающую топливо к цилиндру No1;
- протереть детали и очистить от грязи;
- медленно вращать муфту, пока топливо не будет заметно в выемке, расположенной на первичном цилиндре;
- закрутить болтовые крепежи на муфте.
Регулировка клапанов ЯМЗ 236
Атмосферный шестицилиндровый дизель ЯМЗ 236 ставится на большую часть строительной и дорожной техники
Шестицилиндровый дизель построен по V-образной схеме с углом развала цилиндров 90 градусов. Это говорит о том, что у него две головки блока, в каждой из которых по два клапана на цилиндр. Приводные штанги имеют роликовые толкатели, а газораспределительный механизм проводит впуск топлива и выпуск отработанных газов осуществляется в порядке работы цилиндров: 1-4-2-5-3-6.
Как и во всех дизельных и бензиновых моторах, клапанный механизм дизелей ЯМЗ обязан иметь тепловой зазор для герметизации процесса выработки топлива в камере сгорания. При нагревании металл имеет свойство расширяться, что приводит к некорректным значениям номинальных рабочих зазоров в головке блока цилиндров. Чтобы снизить вероятность нестабильной работы ГРМ, проводят регулировку теплового зазора между коромыслами и торцом штока клапана. Номинальное значение, рекомендуемое заводом для дизеля модели 236/238 — 0,25-0,3 мм.
Есть два важных нюанса, которые нужно учитывать при проверке. На изношенном газораспределительном механизме завод допускает увеличение люфта до 0,4 мм. При замере нужно учитывать, что за два оборота коленвала зазор может измениться до 0,2-0,35 мм, что является по определению нормой. Регулировка проходит на прогретом до рабочей температуры моторе. При этом завод рекомендует дать двигателю отстояться в течение 15 минут, после чего можно проводить замер и, если необходимо, регулировку.
Технология регулировки теплового зазора ЯМЗ 236
Схема регулировки тепловых зазоров своими руками практически не отличается от схожей операции на других автомобилях. После проверки надежности затяжки болтов крепления оси, коленвал поворачивают по часовой стрелке до тех пор, пока впускной клапан 1 цилиндра не будет закрыт полностью. Затем нужно повернуть вал на треть оборота, и только после этого можно измерять и регулировать зазоры в первом цилиндре. Для установки зазора используют специальные щупы соответствующих размеров, а после регулировки первого цилиндра проводят регулировку в порядке работы, которую мы привели выше.
По окончании установки зазоров проверяют состояние прокладок клапанных крышек, двигатель запускают и тестируют его работу вначале на холостых оборотах, а после — под нагрузкой. Операция по регулировке проводится по необходимости или после ремонта или демонтажа головок блока цилиндров.
Универсальный и конкурентоспособный
Наверное, единственное предприятие в России, которое сегодня может выпускать конкурентоспособные дизельные силовые агрегаты для грузовых авто, а также для строительной техники – это Ярославский моторный завод.
Любой двигатель из линейки олицетворяет собой брутальность, надежность, неприхотливость в обслуживании и простоту. И чаще всего эти моторы показывают отличные возможности по интеграции в технику нового века.
Ремонт
Мотор ЯМЗ-236 ремонтируется только в автосервисах, потому что нуждается в наличии специального оборудования и соответствующего инструмента. В разряд спецсредств входят стенды: для демонтажа и сборки силового агрегата и его составляющих, регулировочный, балансировочный, испытательный.
К специальному оборудованию относятся станок расточно-хонинговальный; устройства для шлифовки и полировки коленвала; стенд с ванной для опрессовки; развертки, с помощью которых шлифуют посадочные места седел клапанов; оснащение для монтажа клапанов направляющих; станки токарный и фрезерный; стенд для чистки форсунок; пресс, на котором прессуют сальники и подшипники; сварка аргонная (в некоторых случаях). Также может пригодиться другой инструмент и оборудование особого назначения для ремонта дизелей.
Как видим, потребуется довольно много оборудования, которое не каждый автосервис может себе позволить. Ремонт мотора ЯМЗ-236 выполняется в несколько этапов. Они достаточно сложны. За каждый отвечает специалист узкого профиля.
Разборка
Понятно, что двигатель разбирается при помощи расширенного набора инструментов и пневмопистолета. Выполнятся диагностика неисправностей, определяется перечень запчастей, необходимых к замене. Шлифуется коленвал. Делается подготовка блока цилиндров. Все запасные части и узлы моются. Как правило, мойка выполняется горячим керосином. Далее следует сборка элементов. Процедура разборки мотора длится около 6-8 часов. Чтобы подготовить детали к сборке, потребуется примерно 16-20 часов (это зависит от сложности неисправности). Сборки занимает до 36 часов. Процесс зависит от степени изношенности основных агрегатов и узлов, насколько хорошо подготовили элементы к последней стадии работы.
Как затягивать коренные вкладыши и вкладыши шатунов
Итак, с учетом вышесказанного становится понятно, что момент затяжки коренных и шатунных вкладышей крайне важен. Теперь перейдем к самому процессу сборки.
- Прежде всего, в постели коренных шеек устанавливаются коренные вкладыши. Необходимо учитывать, что средний вкладыш отличается от других. Перед установкой подшипников удаляется смазка-консервант, после чего на поверхность наносится немного моторного масла. После этого ставятся крышки постелей, после чего осуществляется затяжка. Момент затяжки должен быть таким, который рекомендован для конкретной модели силового агрегата. Например, для моторов на модели ВАЗ 2108 этот показатель может быть от 68 до 84 Н·м.
- Далее производится установка вкладышей шатунов. Во время сборки необходимо точно установить крышки на места. Указанные крышки промаркированы, то есть их произвольная установка не допускается. Момент затяжки шатунных вкладышей немного меньше по сравнению с коренными (показатель находится в рамках от 43 до 53 Н·м). Для Lada Priora коренные вкладыши затягиваются с усилием 68.31-84.38, а шатунные подшипники имеют момент затяжки 43.3-53.5.
Следует отдельно добавить, что указанный момент затяжки предполагает использование новых деталей. Если же речь идет о сборке, при которой используются бывшие в употреблении запчасти, тогда наличие выработки или других возможных дефектов может привести к отклонению от рекомендуемой нормы. В этом случае при затяжке болтов можно отталкиваться от верхней планки рекомендуемого момента, который указан в техническом руководстве.
Польза регулярной регулировки
Расстояние между компонентами — обязательное требование. Данный параметр устанавливается руками. При этом, необходимо соблюсти все правила.
- Превышение зазора чревато нарушением распределения газов. Если реализуется эта опасность, клапаны и вовсе могут перестать открываться. К тому же, сальники начинают испытывать дополнительную нагрузку, эксплуатационный срок механизма снижается.
- Уменьшение зазора чревато неплотным закрытием клапана, а следовательно — перегреву двигателя. Но самое главное — камера сгорания подвергается дополнительной опасности. Она может закрываться неплотно, а фаски испытывать дополнительное напряжение.
Даже небольшой дефект многократно усиливает нагрузку на весь механизм и приводит к более быстрому износу оборудования. Герметичное закрытие впускного клапана — обязательное требование для продления срока службы двигателя. В противном случае, эксплуатационный срок двигателя многократно снижается.
Как работает перепускной клапан ТНВД?
Перепускной клапан ТНВД находится в самом начале магистрали, которая отправляет остатки топлива в бак. Его задача — осуществлять сброс излишков топлива.
Перепускной клапан состоит из следующих деталей:
- Корпуса;
- Запорного кольца;
- Клапана;
- Упора;
- Пружины;
- Гайки.
Принцип работы клапана следующий.
Когда силовой агрегат выключается, давление в системе питания падает. В этом случае пружина давит на клапан, тот поднимается и запирает отверстие доступа в сливной трубопровод.
Когда же двигатель запускается, давление в системе поднимается. Давлением топлива отжимается пружина, и клапан открывает путь для слива остатков солярки в магистраль «обратки».
После того как излишки топлива сброшены, давление падает и клапан снова закрывает магистраль.
Уход за системой питания дизелей ЯМЗ 236
Для того, чтобы мотор ЯМЗ 236 работал долго и бесперебойно, а эти силовые агрегаты при должном уходе способны пройти миллион километров и больше, ему требуется тщательный и бережный уход. Особое внимание при этом нужно уделить системе питания, как одной из самых важных систем данного силового агрегата.
Правила ухода за системой питания ЯМЗ 236, достаточно простые, и соблюдать их несложно.
Прежде всего, нужно тщательно следить за качеством топлива и всегда применять солярку, которая соответствует сезону эксплуатации. То есть нужно зимой использовать обязательно зимнюю солярку, а в районах крайнего севера — арктическую.
Другим важным элементом ухода за дизелем ЯМЗ 236 является своевременная очистка и промывка топливных фильтров и воздухоочистителя.
Также нужно не лениться, как можно чаще производить подтяжку всех соединений и креплений системы питания. При необходимости нужно своевременно удалять воздух из системы. Нужно не забывать ежедневно проверять уровень масла в картере топливного насоса и при снижении уровня, своевременно его доливать.
Другой важной процедурой по уходу за мотором является ежедневная очистка топливных фильтров. Эта операция производится следующим образом. В конце рабочего дня, сразу после остановки мотора, пока он ещё горячий, из фильтров предварительной и тонкой очистки сливается 100-200 грамм грязной солярки. После этого двигатель запускается на холостых оборотах и производится прокачка системы. Так при этом проверяется герметичность системы питания и при необходимости подтягиваются ослабленные соединения.
Ещё одним важным этапом ухода за топливной системой является сезонный уход. При смене сезонов и при переходе с одного вида топлива на другое нужно снять бак и промыть его. При этом нужно не забыть продуть все топливные магистрали.
При проведении технического обслуживания-2 (ТО-2) нужно проделать разборку топливных фильтров и тщательно промыть их. Также при этом нужно эту же процедуру проделать с воздухоочистителем и заполнить его маслом.
Собственно, это всё. Если вы будете скрупулёзно соблюдать эти правила, ваш ЯМЗ 236 будет служить вам долго и бесперебойно.
Неисправности, их причины и способы устранения
- Перегрев двигателя. Возможные причины – грязные радиатор, неисправная помпа или термостат.
- «Плавают» обороты. Нужно проверять ТНВД, при необходимости отрегулировать его. Также возможна завоздушенность топливной системы.
- Троит или дергается на малых оборотах. В первую очередь нужно смотреть на топливную систему (ТНВД, форсунки, топливопровод, топливный фильтр). Также стоит проверить систему зажигания.
- Плохо заводится или глохнет. Возможно наличие воздуха в топливной системе, где он подсасывается, повреждена трубка и т.п., возможно забить топливный фильтр. Если ничего не нашли, то смотрим в сторону ТНВД.
- Стук в двигателе. Тут без вскрытия вряд ли удастся обойтись. Стучать могут опять же форсунки, клапана, кольца, вкладыши. Можно еще посмотреть зажигание и топливный насос.
- Белый дым из выхлопной. Причина может быть в воде в баке или в попадании охлаждающей жидкости в цилиндры через трещину в ГБЦ или изношенную прокладку.
- Черный дым. Сильно богатая смесь, нужно её снизить, закрутив нижний винт мощности на ТНВД, возможно он выкручен на максимум.
- Синий дым. Масло попадает в цилиндры и горит там.
- Сильная вибрация мотора. Причина вибрации может быть в маховике, изношенных опорах двигателя, в не отрегулированном зажигании, в карданном валу. Ну и как крайняя мера, не отбалансированный коленвал.
- Совсем не заводится. Смотреть в сторону топливной системы, а именно ТНВД и форсунки.
ЯМЗ-236: производство сейчас
Сейчас ОАО “Автодизель” до сих пор производит этот агрегат, но также собирают и его преемника – это ЯМЗ-530.
Продажи двигателей не падают, хотя теперь их не поставляют на Украину. Но производство неуклонно растет.
Головка цилиндров
Головка базового мотора от ОАО «Автодизель» представляет собой цельную отливку из чугуна. Она закрепляется на блоке при помощи специальных шпилек. Последние изготовлены из хромо-никелевого стального сплава и прошли термическую обработку.
Для отвода тепла в процессе работы мотора головка оснащена рубашкой для охлаждающей жидкости и всего остального блока. Внутри ГБЦ находятся запрессованные в нее клапаны. Они оснащены пружинными и крепежными деталями. Там же расположены форсунки и коромысла. Седло-клапан вставное, изготовлено из специальных жаропрочных чугунных сплавов. Оно запрессовывается в гнездо внатяг. Между головкой и блоком установлена единая на каждые три цилиндра прокладка-сэндвич.
Простые правила регулировки клапанов на ЯМЗ 236
Работающий двигатель подвергается механическим воздействиям. В конструкции используются движущиеся части, которые силой трения вырабатывают дополнительную теплоту.
Найдено инженерное решение — создание небольшого расстояния между отдельными рабочими поверхностями. Также не допускается герметичности. Известно, что любое тело при нагревании расширяется, что могло бы вызвать нежелательные механические воздействия рабочих элементов друг на друга.
Главная цель состоит в сохранении рабочего ритма даже в условиях сильного нагрева отдельных деталей.
Постоянное использование ЯМЗ 236 требует регулировки клапанов чтобы сохранить высокие эксплуатационные характеристики двигателя.
Как самостоятельно отрегулировать клапана у двигателя ЯМЗ 236
Двигатель ЯМЗ 236 был разработан в СССР в далёкие 50-е годы на Ярославском моторном заводе. Этот двигатель получил самое широкое распространение в Советском Союзе. Его можно было встретить на большегрузных автомобилях МАЗ и Урал, на тракторах К-700 и Т-150, на различной строительной технике, на катерах и даже на бронетранспортёрах.
Несмотря на то, что мотору скоро исполнится 60 лет, из-за своих выдающихся характеристик и феноменальной надёжности он не потерял своей актуальности и сегодня по-прежнему производится в Ярославле.
Порядок регулировки клапанов ямз 238
РЕГУЛИРОВКА КЛАПАННОГО МЕХАНИЗМА двигателей ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2
Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает герметичность посадки клапана на седло и компенсирует тепловое расширение деталей механизма при работе двигателя.
Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах
0,25-0,30 мм. При проверке на двигателе из-за биения сопрягаемых деталей распределительного механизма тепловые зазоры после проворачивания коленчатого вала должны укладываться в пределы 0,20-0,40 мм.
Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или менее чем через 15 минут после его остановки.
При регулировке клапанного механизма и повторной проверке тепловых зазоров коромысла клапанов рекомендуется прижать:
— на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов — к торцу оси, впускных клапанов — к стопорному кольцу;
Рис. 15. Привод топливного насоса высокого давления: 1 — корпус топливного насоса высокого давления; 2 — муфта опережения впрыскивания; 3, 8 — пластины; 4 — болт крепления пластин к ведомой полумуфте; 5 — ведущая полумуфта; 6 — указатель начала подачи топлива; 7 — болт крепления пластин к фланцу ведущей полумуфты; 9 — гайка болта крепления пластин к фланцу ведущей полумуфты; 10 — центрирующая пластина; 11 — фланец полумуфты с пластинами; 12 — стяжной болт; 13 — ведомая полумуфта; 14 — болт крепления ведомой полумуфты; а — выступ-метка на фланец полумуфты; б — совмещение меток на указатели и муфте опережения впрыскивания.
— на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов — к стопорному кольцу, впускных клапанов -к торцу оси.
Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров — к маховику.
1. Выключить подачу топлива.
2. Отвернуть болты крепления крышек головок
цилиндров и снять крышки.
4. Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) ключом за болт крепления шкива или ломиком за отверстия в маховике и внимательно наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимется (т.е. полностью закроется), после чего провернуть вал еще на ¼-1/3 оборота. В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия, и оба клапана этого цилиндра закрыты.
5. Вставив щуп в зазор между торцом клапана и носком коромысла, проверить зазоры у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, если необходимо, отрегулировать их в пределах 0,25 — 0,30 мм.
6. Для регулировки зазоров отвернуть контргайку регулировочного винта (рис. 16), вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор (рис. 17). Придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, а толщиной 0,30 мм — с усилием.
7. Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра провернуть коленчатый вал в направлении вращения до момента полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно провернуть еще на ¼-1/3 оборота. Регулировку зазоров в каждом цилиндре производить, как указано в п.п. 5 и 6.
8. После регулировки зазоров пустить двигатель и прослушать его работу. При появлении стука клапанов остановить двигатель и вновь проверить зазоры.
9. Установить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.
Установка угла опережения
Искомая величина опережения находится рядом с особой отметкой. Муфта опережения впрыска топлива ЯМЗ 236 является местом нанесения этой риски. Нормальное значение равняется 20 или 18 пунктам. Сам угол топливной массы определяется по первичному цилиндру.
Контроль осуществляется с помощью обычного насоса. Так, им прорабатывают систему питания автомобильного двигателя, в обязательном порядке предварительно приоткрыв клапаны, сквозь которые из двигателя уходит воздух. После того, как воздушные массы вышли без остатка, пробки заворачивают. Далее следует подсоединить прибор моментоскоп к штуцерам специальной секции от топливного насоса. Перед проведением процедуры необходимо снять ТНВД цилиндра ямз 236.
Регулирование опережения производится таким образом:
- скобу от рабочего силового аппарата переводят в рабочее состояние;
- сливают из стеклянного сосуда все топливо до момента, когда объем жидкости будет достигать отметки в средней части трубки;
- осторожно поворачивают коленвал.
Все движения нужно совершать строго по направлению кручения. Текущее расположение мениска в трубке необходимо постоянно наблюдать и контролировать. Резкий его подъем сигнализирует о начале пуска топлива определенной секцией. Линия, нанесенная на шкив, должна быть противоположной линии с числовыми метками. Процедура постановки угла требует особой точности до 1 значения.
Как выполнить регулировку клапанов ЯМЗ 236 своими руками — Авто Мото Спец
Автомобильная промышленность СССР не жаловала легковые автомобили в принципе, если не считать правительственные лимузины. К грузовой технике Министерство автомобильной промышленности относилось по-хозяйски, рачительно, а при разработках ориентировалось в первую очередь на доблестную армию. Армейским автомобилям, собственно, и должно быть благодарно народное хозяйство за то хоть и скудное, но разнообразие техники. Сейчас ситуация немногим лучше, а в некоторых случаях гораздо хуже, поскольку из действующих предприятий, способных выпускать работоспособные грузовики, осталось от силы два. Все остальное — импорт.
Ярославские дизели, надежда, опора и крутящий момент
Едва ли не единственным предприятием, которое способно выпускать конкурентоспособные дизельные двигатели для грузовиков и строительной техники, остается Ярославский моторный завод. Дизели ЯМЗ брутальны, надежны, просты и неприхотливы, порой даже показывают чудеса интеграции в новый век с его жесткими требованиями к экологичности выхлопа. Так, все дизеля, которые устанавливаются сегодня на автомобили Урал, МАЗ, Ивановские и Костромские экскаваторы, соответствуют как минимум нормам Евро 0.
В частности, сегодня нас будет интересовать шестицилиндровый атмосферный дизель ЯМЗ 236, устанавливаемый на огромное количество дорожной и строительной техники, автомобили МАЗ, Урал, дизельные генераторы и на некоторые автобусы. Мотор был разработан 55 лет назад, но за неимением альтернативы продолжает пользоваться спросом.
По современным меркам, даже для дизельного агрегата самой утилитарной строительной техники равных ему просто нет. В том смысле, что едва ли найдется в мире еще какой-то производитель, продающий рабочие музейные экспонаты.
Тем не менее, 180 лошадиных сил, снятые с V-образного шестицилиндрового мотора объемом 11,2 литра, находят себе применение.
ролик про двигатель ЯМЗ-236
Базовый мотор ЯМЗ 236 может комплектоваться множеством усовершенствований и навесных узлов:
- механизмом отбора мощности;
- механизмом гашения крутильных колебаний;
- масляно-жидкостным радиатором,
и еще некоторыми устройствами, связанными с узкой специализацией определенной техники. Также есть модификация двигателя ЯМЗ 236 НЕ2 Турбо. На нем установлен турбонаддув и в результате этого мощность возросла до 230 сил. Цена двигателя, к слову, без КПП и сцепления составляет 460000 рублей.
Но какие бы навесные устройства ни ставили на этот дизель, обслуживание и регулировки просто неизбежны. Мотор прост как в настройках, так и в обслуживании, поскольку повредить его нужно еще уметь. Все же некоторые технологические процессы требуют пояснений, в частности, регулировка клапанного механизма.
Регулировка клапанов ЯМЗ 236
Атмосферный шестицилиндровый дизель ЯМЗ 236 ставится на большую часть строительной и дорожной техники
Шестицилиндровый дизель построен по V-образной схеме с углом развала цилиндров 90 градусов. Это говорит о том, что у него две головки блока, в каждой из которых по два клапана на цилиндр. Приводные штанги имеют роликовые толкатели, а газораспределительный механизм проводит впуск топлива и выпуск отработанных газов осуществляется в порядке работы цилиндров: 1-4-2-5-3-6.
Как и во всех дизельных и бензиновых моторах, клапанный механизм дизелей ЯМЗ обязан иметь тепловой зазор для герметизации процесса выработки топлива в камере сгорания. При нагревании металл имеет свойство расширяться, что приводит к некорректным значениям номинальных рабочих зазоров в головке блока цилиндров. Чтобы снизить вероятность нестабильной работы ГРМ, проводят регулировку теплового зазора между коромыслами и торцом штока клапана. Номинальное значение, рекомендуемое заводом для дизеля модели 236/238 — 0,25-0,3 мм.
Есть два важных нюанса, которые нужно учитывать при проверке. На изношенном газораспределительном механизме завод допускает увеличение люфта до 0,4 мм. При замере нужно учитывать, что за два оборота коленвала зазор может измениться до 0,2-0,35 мм, что является по определению нормой. Регулировка проходит на прогретом до рабочей температуры моторе. При этом завод рекомендует дать двигателю отстояться в течение 15 минут, после чего можно проводить замер и, если необходимо, регулировку.
Технология регулировки теплового зазора ЯМЗ 236
Схема регулировки тепловых зазоров своими руками практически не отличается от схожей операции на других автомобилях. После проверки надежности затяжки болтов крепления оси, коленвал поворачивают по часовой стрелке до тех пор, пока впускной клапан 1 цилиндра не будет закрыт полностью. Затем нужно повернуть вал на треть оборота, и только после этого можно измерять и регулировать зазоры в первом цилиндре. Для установки зазора используют специальные щупы соответствующих размеров, а после регулировки первого цилиндра проводят регулировку в порядке работы, которую мы привели выше.
По окончании установки зазоров проверяют состояние прокладок клапанных крышек, двигатель запускают и тестируют его работу вначале на холостых оборотах, а после — под нагрузкой. Операция по регулировке проводится по необходимости или после ремонта или демонтажа головок блока цилиндров.
Проблемы и слабые места у двигателя ЯМЗ-236
Сразу расскажем про слабые стороны ЯМЗ-236. Проблемы могут быть связаны с шестеренным приводом ТНВД. Для проверки, всё ли нормально с этим узлом, рекомендуется несколько раз завести двигатель «на холодную» и «на горячую», пуск должен быть мгновенным. Старые моторы грешат выработкой на шпонке, как следствие, меняется угол впрыска при пуске, и при тяговых нагрузках выходная мощность будет падать и меняться, мотор будет сильнее дымить.
Конструктивно привод ГРМ также расположили не очень удачно. Очень много крутильных и вибрационных колебаний, из-за чего шестерни и шпонки изнашиваются быстрее.
Еще в слабые места ЯМЗ-236 можно записать: толкатели клапанов, топливную аппаратуру, в особенности форсунки, трудности с заменой этих самых форсунок, ТНВД с проточной смазкой и не очень удачным приводом. Так же есть несколько случаев, когда лопалось ГБЦ в районе форсуночных отверстий, но это скорее исключение из правил, но всё же.
Устройство и технические характеристики
Двигатель имеет шесть цилиндров, которые располагаются в два ряда под прямым углом. Такая V-образная компоновка использована с целью уменьшения габаритов агрегата и его веса. Также это сделано для снижения массы автомобиля в целом. Одно из основных отличий этих моторов от всех остальных – рациональное размещение каждого агрегата. Все это отлично сочетается с высокой простотой конструкции. Отмечается хорошая доступность к каждому узлу для обслуживания или ремонта. Узлы мотора требуют регулярного обслуживания. В частности, регулировка клапанов ЯМЗ-236 должна выполняться каждые 40 тысяч километров. Все те элементы, которые требуют регулярного сервиса, находятся в передней части двигателя, а также между цилиндрами.
На передней части сверху находится топливный фильтр, компрессор для тормозной системы и электрический генератор. Эти элементы крепятся на верхнюю крышку блока. И компрессор, и генератор в качестве привода используют ремень. Слева на торцевой передней части блока находятся масляные фильтры – грубой и тонкой очистки. С правой стороны снизу расположен стартер. Картер двигателя надежно защищается поддоном. Кстати, поддон одновременно играет роль емкости для масла. На привалочных плоскостях каждого ряда цилиндров находятся головки цилиндров. Там же можно отыскать клапаны системы газораспределения и дизельные форсунки. Клапанный механизм скрыт под стальными крышками. В одной из них имеется патрубок – через него заливают масло.
Как создавали мотор
В 50-х годах Ярославский завод получил специальный заказ от государства на разработку и дальнейший запуск в производство мощных дизельных силовых агрегатов, которые должны были прийти на замену уже устаревшим на тот период ЯАЗ. Эти двигатели должны были стать не просто мощнее, но и экономичнее, чем ЯАЗ. В СССР хотели получить универсальный дизельный двигатель внутреннего сгорания, который можно было бы устанавливать на самые разные автомобили.
Инженеры работали под началом известного талантливого конструктора Чернышева Г.Д. Под его чутким руководством создавался не только 236-й мотор, но и прочие механизмы из этого семейства. Так родился двигатель, которому по сей день нет равных. Он устанавливается на «Урал». Автомобиль от этого очень выиграл в технических характеристиках. Также это лучший мотор для тракторной и строительной техники.
Система питания двигателя
Система питания оборудована топливоподкачивающим насосом высокого и низкого давления с непосредственным впрыском воздушно-газовой смеси. Насос располагается между двумя рядами цилиндров. Вал насоса крутится с частотой, в два раза меньшей, чем коленчатый, и обеспечивает подачу порции топлива в точно рассчитанные моменты.
Блок отливается из высокопрочного чугуна. Для снятия температурных напряжений в металле и сохранения его точной конфигурации он обработан специальной техникой старения. Для размещения шатунного механизма камеры сгорания сдвинуты друг против друга на определенное расстояние.
Головки цилиндров имеют по два клапана, снабженных пружинами. Соединяясь с клапаном специальными замками, тарелки пружины обеспечивают его вращение. Клапанные седла изготавливают из сплавов чугуна, обладающих высокой жаропрочностью. Клапанная крышка отлита из стали, под ней находится прокладка-сэндвич.
В газораспределительном механизме применяются специальные качающиеся толкатели с роликами. Привод клапанов выполняется кулачками распределительного вала, штангами и коромыслами. Материалом служит:
- для распредвала — углеродистая сталь;
- толкателей – сталь, их получают методом штампования;
- впускных клапанов – жаропрочная сталь;
- выпускные – сварные, их тарелочки тоже выполнены из твердых сплавов.
- https://avtomotospec.ru/remont-avtomobilya/regulirovka-klapanov-yamz-236.html
- https://KiAuto.ru/avtomobil-baza/poryadok-zazhiganiya-yamz-236-s-turbonadduvom.html
- https://safari-in-africa.ru/teoriya-i-praktika/yamz-236-poryadok-raboty-cilindrov-shema.html
- https://FB.ru/article/289276/regulirovka-klapanov-yamz—dizelnyiy-dvigatel-dlya-bolshegruznyih-avtomobiley
- https://RetroTruck.ru/diagnostika/dvigatel-yamz-236-shema.html
- https://tractoramtz.ru/prochie/kak-otregulirovat-klapana-na-yamz-236.html
- https://taiga-taiga.ru/instruktsiya-regulirovki-klapanov-yamz-236/
- https://automall66.ru/regulirovka-klapanov-yamz-236-svoimi-rukami/