ГАЗ-47 – первый советский вездеход на гусеничном ходу

Содержание
- 1 Устройство
- 2 Урал-5920
- 3 ГАЗ-47 ГТ-С фотографии
- 4 Технические характеристики
- 5 ШСГ-401
- 6 5. СВГ 701 «Ямал»
- 7 БТ361А-01 «Тюмень»
- 8 КрАЗ-255Б
- 9 Достоинства и недостатки
- 10 Особенности конструкции
- 11 На что способен вездеход ГАЗ-47
- 12 Инструкция по эксплуатации
- 13 Применение стали Гадфильда
- 14 Уникальные вездеходы СССР
- 15 Модификации
- 16 ГАЗ 47 — первый послевоенный гусеничный вездеход
- 17 8. ДТ-10/30 «Витязь»
- 18 Гусеничная машина отличалась высокой проходимостью
- 19 ГТ-С — ГАЗ 47. Первый Советский серийный гусеничный снегоболотоход
- 20 Гусеничный вездеход ГТС или ГАЗ-47 для суровых климатических условий
- 21 7. «Синяя птица»
- 22 Описание ГАЗ-47
- 23 ГАЗ-47 гусеничный транспортер-снегоболотоход 1954 — 1967 гг.
Устройство
История создания техники начинается в первые послевоенные годы, когда конструкторское бюро под руководством С.Б. Михайлова приступило к проектированию гусеничной машины для гражданской и военной службы. Вездеход оснащается сварным корпусом с герметичными стыками листов, на котором установлена торсионная подвеска для 4 опорных катков и дополнительного заднего колеса, обеспечивающего натяжение гусеницы. Для снижения вибраций при движении использованы амортизаторы и резиновый обод, ведущее колесо цевочного зацепления расположено спереди.
Вездеход ГАЗ-47 оснащался рядным 6-цилиндровым 74-сильным двигателем, позаимствованным у грузовика ГАЗ-51. Для передачи мощности использована механическая 4-ступенчатая трансмиссия с ручным переключением. Низкая степень сжатия позволяла применять в качестве топлива авиационный бензин Б-70, запас горючего хранился в 4 баках емкостью по 52 л каждый. Резервуары соединены магистралями, для подачи топлива в карбюратор используется механический насос с приводом от коленчатого вала двигателя.
В состав трансмиссии входит главная пара со спиральным зацеплением, на бортах предусмотрены многодисковые фрикционы. Муфты позволяют разворачивать машину на месте путем торможения одной из гусениц. За фрикционами находятся бортовые редукторы, дополнительно увеличивающие передаваемый крутящий момент.
Силовой агрегат расположен в передней части кузова, за ним находится отделение управления и грузопассажирская платформа.
Кабина для водителя и пассажира оборудована боковыми распашными дверцами, внутри предусмотрена система отопления и вентиляции.
Задняя часть кузова имеет дуги, на которых устанавливается брезентовый тент. Автомобиль способен преодолевать водные преграды без предварительной подготовки, передвижение осуществляется за счет вращения гусениц.
Урал-5920
В конце 1960-х годов в Советском Союзе началось проектирование крупного грузового автомобиля, который мог бы передвигаться в самых сложных условиях. В московском институте НАМИ разработали новейшую конструкцию т.н. вагонного типа, когда стальная рама опирается на две тележки с гусеничной тягой.
Экспериментальный НАМИ-0157БК получил кабину и «раздатку» от Урал-375, двигатель ЗИЛ-375, ЗИЛовские ведущие мосты. Как и задумывалось, машина грузоподъемностью 8 тонн отличалась отличной проходимостью, преодолевала броды до 2 метров глубиной, брала склоны до 30 градусов крутизной. Но самое главное было то, что управлять таким аппаратом мог почти что любой водитель с «грузовой» категорией в правах.
Лишь в начале 1980-х годов грузовик под именем Урал-5920 пошел в производство. Машины собирались буквально поштучно, для нужд сибирских нефтяников и газовщиков. Даже сейчас, спустя десятки лет, для новых снегоболотоходов Урал-5920 есть работа в Сибири.
ГАЗ-47 ГТ-С фотографии
фото ГТС ГАЗ-47
фото ГТС ГАЗ-47Ш с шахматным расположение катков
фото ГТС ГАЗ-47
Технические характеристики
Основные технические характеристики вездехода ГАЗ-47:
- снаряженная масса — 3650 кг;
- максимальная нагрузка — 1000 кг;
- количество пассажиров на платформе — 9;
- длина корпуса — 4900 мм;
- ширина — 2435 мм;
- высота (до крыши водительской кабины) — 1960 мм;
- максимальная скорость — до 38 км/ч.
Завод-изготовитель не регламентировал расход топлива, который зависит от условий эксплуатации и массы перевозимого груза. При движении одиночного вездехода по среднему бездорожью мотор потребляет от 45 до 60 л бензина на 100 км пути. При буксировке прицепа по заболоченной местности расход топлива достигает 100-110 л на 100 км пробега. Для обеспечения теплоотвода используется радиатор с увеличенной площадью, антифриз циркулирует при помощи механической помпы с приводом ремнем от шкива, установленного на носке коленчатого вала.
ШСГ-401
С распадом СССР не перестали строить уникальные машины для покорения экстремальных природных условий. В современной России постоянно появляются новые модели. Шасси снегоболотоходное гусеничное ШСГ-101 – это 54-тонная машина длиной 15 метров, способная перевозить до 40 тонн грузов.
Основа машины – это мощная рама, на которой установлен 500-сильный дизель ЯМЗ-240НМ2. Благодаря ему уникальный аппарат может двигаться со скоростью до 15 км/ч как по снежной целине, так и по болоту или песку. При этом преодолеваются броды до 1,8 метра глубиной.
И сейчас у нас создаются крутые гусеничные вездеходы, в том числе на базе «Газели», которая стала идеальной машиной для охотников и рыболовов .
5. СВГ 701 «Ямал»
В сотрудничестве с канадской фирмой Formost в СССР был разработан уникальный вездеход. Машина 20-метровой длины передвигалась с максимальной скоростью 15 км/ч и могла перевозить крупногабаритный груз массой до 70 тонн. Всего было построено 2 экземпляра, которые использовались на нефте- и газодобыче в Сибири.
БТ361А-01 «Тюмень»
В 1978 году совершил первую поездку новый гусеничный вездеход БТ361А-01 «Тюмень». Машина построена по такой же схеме, как и Урал-5920, но с использованием агрегатов трактора К-700. Две гусеничные тележки через гидроподвеску крепятся к грузовой платформе.
«Тюмень» приводится в действие от двух 12-цилиндровых двигателей ЯМЗ-240 мощностью 220 кВт. Максимальная грузоподъемность машины – до 36 тонн, а ездит она со скоростью до 15 км/ч. Всего было построено 1500 вездеходов.
КрАЗ-255Б
В 1967 году в городе Кременчуг начали собирать новейшие грузовики повышенной проходимости. Это была 6-колесная полноприводная машина, которая заслужила славу настоящего вездехода. Водители уважали КрАЗ-255Б за поразительную проходимость и называли машину «лаптежником» и «луноходом». Но при они этом не жаловали неудобную деревянную кабину и тяжелые условия труда.
На КрАЗ-255Б стоял 14,9-литровый двигатель ЯМЗ-238, 5-ступенчатая коробка передач, широкопрофильные шины с системой подкачки. До 1993 года было выпущено 82 000 КрАЗ-255Б, которые массово использовалась в армии и промышленности. Многочисленные видео, которые можно посмотреть на ютубе, подтверждают, что эти машины до сих пор в строю и они успешно покоряют самые непроходимые «направления» в Сибири.
Достоинства и недостатки
Основным плюсом ГАЗ-47 является то, что эта машина полностью соответствует своему предназначению – она способна успешно преодолевать любое бездорожье, пересекать водные преграды и доставлять по назначению разнообразные грузы.
Кроме того, у вездехода есть и другие достоинства:
- Простота, надежность и технологичность конструкции. Сказывается то, что многие элементы ходовой части, трансмиссии и управления ГАЗ-47 были «унаследованы» вездеходом от лёгких танков;
- Сравнительно небольшие габариты и вес вездехода допускают перевозку его по воздуху с использованием тяжелого вертолета Ми-26 или транспортных самолетов;
- ГАЗ-47 может эксплуатироваться практически при любых погодных условиях;
- Мощности вездехода достаточно для того, чтобы перевозить не только основной груз, но и прицеп;
- ГАЗ-47 способен неплохо плавать – фактически это амфибия.
Из недостатков можно отметить довольно низкий уровень комфорта, отсутствие на первоначальной версии машины жесткого кузова для установки на грузовую платформу, а также значительный расход топлива. Кроме того, при движении по твёрдым дорогам быстро изнашиваются стальные гусеницы.
Особенности конструкции
Несущий корпус снегоболотохода ГАЗ-47 изготовлен из металлических деталей, для соединения которых использована сварка. В передней его части размещается моторное отделение. Доступ к двигателю осуществляется через люк, закрытый металлической крышкой, которую можно приподнять и зафиксировать в полуоткрытом или полностью открытом положении.
В моторном отделении имеются еще два эксплуатационных люка. Один из них предназначен для осмотра и обслуживания тормозов, главной передачи и фрикционов, а другой – для доступа к раздаточной коробке. Эти люки находятся, соответственно, на передней и задней стенках отделения.
Внутри кабины вездехода могут разместиться два человека. Вход осуществляется через боковые дверцы, сзади – металлическая стенка с проёмом, через который можно попасть на платформу для перевозки людей или грузов. Эта платформа на ГАЗ-47 сделана открытой, с наклонными бортами и частично откидным задним бортом. Для защиты пассажиров от ветра и низкой температуры вездеход снабжён съемным брезентовым тентом. В сложенном положении он размещается на крыше кабины.
Корпус машины сделан полностью герметичным, что обеспечивает возможность перемещения по воде и заболоченной местности. Для этого обе дверцы, эксплуатационные люки и откидная часть платформы снабжены резиновыми уплотнителями.
В качестве силовой установки вначале использовался «одноименный» с самой машиной двигатель ГАЗ-47, мощность которого составляла 70 лошадиных сил.
Двигатель ГАЗ-51, одна из модификаций которого, получившая название ГАЗ-47, устанавливалась на вездеходы ГТ-С
Поскольку снегоболотоход с самого начала предполагалось использовать, прежде всего, на Крайнем Севере, мотор оснастили пусковым подогревателем и особым карбюратором. Кроме того, имеется система отопления платформы и кабины, а на лобовое стекло подается поток горячего воздуха.
Впоследствии машина получила более мощный мотор ГАЗ-61 (85 лошадиных сил) без внесения каких-либо изменений в компоновочную схему.
Гусеницы вездехода сделаны из сравнительно тонкого металла и не предназначены для частых поездок по дорогам с твёрдым покрытием. На каждом звене имеется шпора, обеспечивающая зацепление с грунтом и, как следствие, высокую проходимость. Опорных катков всего десять, по пять на каждую гусеницу, причем задние являются одновременно направляющими колёсами (ленивцами). Ведущих колёс (звёздочек) два, расположены они спереди.
Электрооборудование вездехода сравнительно простое. Его главными элементами являются аккумуляторная батарея, генератор и проводка. Основными потребителями является система зажигания, стартер, а также осветительные приборы (передние фары, задний фонарь и поворотная фара), стеклоочиститель и звуковой сигнал.
Управление вездеходом осуществляется «по-танковому» — водитель манипулирует двумя рычагами, при помощи которых включаются бортовые фрикционы и тормоза. В тех случаях, когда по каким-либо причинам внутрь корпуса машины попадает вода, её удаление выполняется специальным ручным насосом. Рычаг для использования этого устройства находится внутри кабины, впереди от правого сиденья.
ГАЗ-47АМА – экспериментальная модификация вездехода с новым шасси – гусеницы дополнены поворотными катками
На что способен вездеход ГАЗ-47
Конструкторам Горьковского автомобильного завода удалось создать универсальный гусеничный вездеход, способный на следующее:
- Машина может преодолевать препятствия высотой до 60 мм;
- Преодолевать канавы шириной до 1,3 метра;
- С лёгкостью забираться на склоны, имеющие уклон до 60 градусов.
Первые серии данных машин отдали геологам, которые работали в Арктике. Там машина доказала, что способна работать в самых суровых условиях. Ремонтопригодность машины тоже была очень высокой, так как вездеход был создан на шасси советского танка, которые ремонтировались в поле, минимальным набором инструментов.
После суровых испытаний в условиях Арктики, гусеничные вездеходы стали использовать в тайге, армии, геологических и строительных отраслях. Так как спрос на вездеход превышал возможности Горьковского автомобильного завода, производство ГАЗ-47 организовали ещё на нескольких секретных военных заводах.
Для армии выпускалась специальная модель, которая могла использоваться для заброса десантников в труднодоступные места. Она имела скамейки в кузове, рассчитанные на 10 человек. Кроме того, оставалось ещё место для снаряжения и вооружения.
Инструкция по эксплуатации
Каждый легкий гусеничный вездеход комплектовался «Инструкцией по уходу». Этот документ, в котором насчитывалось 120 страниц, неоднократно переиздавался.
Основная часть инструкции, более 80 страниц, содержит в себе указания по техническому обслуживанию и поддержанию работоспособности различных узлов и элементов конструкции снегоболотохода.
В частности, в документе описываются:
- Двигатель со всеми обеспечивающими его системами (зажигания, питания, смазки, выпуска газов и охлаждения);
- Трансмиссия, состоящая из коробки передач, сцепления, раздаточной коробки и карданного вала;
- Ходовая часть и привод управления. Отдельно оговорено устройство бортовых передач, ведущих и направляющих колес, ленивца, опорных катков, механизма поворота и гусеничной цепи;
- Электрическое оборудование ГАЗ-47;
- Корпус машины.
Кроме того, в документе содержатся указания по использованию вспомогательных средств – спасательного жилета, рычажно-плунжерного шприца (необходим при выполнении смазки), домкрата и приспособления для заправки.
Непосредственно вождению гусеничного транспортера посвящено лишь 10 страниц инструкции, причем даются рекомендации по преодолению типичных препятствий, включая водные преграды. Отдельно описывается порядок применения гидродинамических кожухов и движение «вплавь».
Эксплуатация вездехода ГАЗ-47 в «летних» условиях
Применение стали Гадфильда
Сталь Гадфильда применяется во многих отраслях производства, так как обладает весьма важными и полезными качествами. При изготовлении изделий из этого материала можно быть уверенным, что он не подведёт, так как прочность и другие положительные качества стали Гадфильда неоспоримы.
Высокая износоустойчивость и прочность напрямую повлияли на популярность этого материала. Различные предприятия, занимавшиеся изготовлением разными видами изделий, применяли этот материал, так как именно эта сталь могла обеспечить необходимую прочность продукции.
Поэтому совершенно неудивительно, что сталь Гадфильда применяется в изготовлении огромного количества разнообразной продукции. С её помощью изготавливаются траки гусениц танков (как было уже упомянуто выше), машин, тракторов, рельсовые крестовины, щёки дробилок, стрелочные переводы, которые способны осуществлять работу в тяжёлых условиях истирания и ударных нагрузок. К тому же именно сталь Гадфильда используется для изготовления оконных решёток для тюремных учреждений.
Кстати, насчёт последнего пункта можно сказать интересный факт. Дело в том, что использование стали Гадфильда для изготовления оконных решёток для тюрем, в шутку называют издевательством по отношению к заключённым. Дело в том, что классический побег предполагает использование ножовки, которой перерезают металлическую решётку, после чего можно совершать побег. В истории зафиксировано огромное количество таких побегов по банальному сценарию с использованием ножовки для резки металла. Кстати, интересный факт: по сведениям тюремных надзирателей, именно ножовки занимают первое место в топе предметов, которые тайком пытаются пронести заключённым их друзья и близкие.
И если в случае использования ножовки по отношению к обычным оконным решёткам, у заключённых ещё были кое-какие шансы для спасения, то использование стали Гадфильда их просто не оставляет. Дело в том, что эта сталь, в отличие от других, обладает очень интересным свойством, которое заключается в том, что в процессе резания прутьев решётки происходит сильный наклёп поверхности, на которую оказывается воздействие. Это влияет на упрочнение стали, на увеличение её твёрдости до твёрдости самой ножовки и даже выше. В результате этого даже не стоит надеяться на положительный результат такого тщетного предприятия.
Уникальные вездеходы СССР
Вы только представьте насколько был огромен Советский Союз, да, территория необъятная.Но не везде инфраструктура была развита для того, чтобы люди могли придумывать и создавать что-то новое. Может быть не было необходимых деталей, но главное здесь — идея, а их, к счастью было огромное количество. В СССР создавали уникальную технику, которой были подвластны даже самые труднопроходимые места. В этой статье мы представим вам пять самых необычных советских внедорожников, которым асфальт и вовсе не был нужен. Песок, сопки, да и горы были им по плечу.
ЗИЛ-Э167. Уникальный, шестиколёсный снегоболотоход. Наверное только специалисты, проживающие на территории СССР, могли придумать такие странные названия. Транспортное средство создавалось специально для поездок на крайний север. А что для этого нужно? Во-первых, чтобы оно могло преодолевать большие расстояния, во-вторых иметь отличную проходимость, ну и конечно же, стоило бы позаботиться о салоне, ведь в нём длительное время будет находиться водитель и его команда. Итак, пройдёмся по габаритам этого снегоболотохода: длина — 9 метров, вес — 12 тонн, тягловая сила — 5 тонн. В подкапотном пространстве установлена пара бензиновых моторов V8, которые вырабатывают по 180 «лошадей» каждый. Кстати двигатели функционируют с двумя трёхступенчатыми АКПП. Максимальная скорость — 75 километров в час, не много, но и согласитесь, что не мало. В конце концов для поездки в труднопроходимом севере точно пойдёт. Кузов машины создан из стеклопластика, туда может поместиться сразу восемнадцать человек.
Нужно отметить, что это не просто какой-нибудь концепт, а реальный вездеход, который проходил ряд испытаний. Заключение простое — он не уступает даже гусеничным конкурентам. Несмотря на все положительные стороны автомобилей, в массовое производство он так и не поступил. Существовал всего лишь 1 такой экземпляр, так что можно считать, что это лимитированная коллекция из одного авто.
ЗИЛ-4904. Если первый автомобиль, попавший в список, выглядит как обычное транспортное средство прошлых лет, то этот герой выглядит очень странно. Присмотритесь, такое ощущение, будто бы снизу установили деталь от мясорубки и даже цвет подходящий, а сверху прикрепили вверх от игрушечного грузовика. Народ прозвал авто «Вездеход-мясорубка» и тут уже понятно, что означает второе слово имени. Уникальное транспортное средство имеет отличное свойство — проезжать там, где не может проехать любая другая гусеничная техника. Да, свойство изумительно и по грязи и по воде, а что на счёт земли? Как с такими «колёсами» можно ездить по дороге? Ответ однозначный — никак, вот тут то и первый минус.
Как и предыдущий автомобиль, вездеход-мясорубка справился со всеми испытаниями, но в массовое производство так и не поступил. Вес ТС составляет семь тонн, длина 8,5 метров. Под капот специалисты установили два ЗИЛовских мотора, которые в сумме производят 360 «лошадей».
ЗИЛ-4906. В отличии от предыдущих вариантов, у этого транспортного средства очень поэтичное имя — «Синяя птица». Вездеход создали конструкторы ЗИЛа и ЭСКБ. Разрабатывали их специально для космонавтов. Причём тут вездеход? Всё просто, с помощью этого наводного комплекса специалисты могли искать и спасать экипажи космических кораблей. Ведь известно, что они могли совершить посадку в абсолютно любой точке СССР.
Вездеходы получили бензиновый мотор V8, который производил 150 «лошадей». Агрегат функционирует в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач. Машина обычно передвигалась по воде, её максимальная скорость — 8 километров в час. А что насчёт внешнего вида? Кажется, как будто бы это гибрид автобуса и катамарана. Впрочем, выглядит авто интересно, под стать времени.
НАМИ ЭТ-8. Ещё один уникальный вездеход, который был создан во времена СССР. Поговаривают, что это чистой воды плагиат. Если взглянуть на американский вариант, который называется VWD, то можно увидеть сходства, а вот кто у кого украл идею — это неизвестно. В отличии от всех остальных транспортных средств, которые перечислили выше, этот экземпляр не смог заслужить положительных отзывов. Во-первых, он был очень тяжёлым, отсюда медлительным. Более того, о выносливости не может идти и речи, ТС могло заглохнуть прямо на дороге, так что пассажирам ещё пришлось бы его толкать. Да, пропихнуть 20 тонн — задачка не из лёгких. Внешне он напоминает камаз, который так любят все мальчишки в детстве. Огромный, простой и медленный — все характеристики пневматического вездехода. Проект посчитали бесперспективным и закрыли.
МАЗ-7907. Да, это удивительное зрелище. Что вам напоминает этот автомобиль? На первый взгляд кажется, что это трактор с прицепом, с другой стороны можно разглядеть авто, который перевозит спорткары внутри. Кстати, соорудили его мастера Белоруссии ещё в 1983 году. Он не единственный, ещё у него есть брат близнец, такой же огромный. Просто подумайте 24 ведущих колеса, 16 проворачиваются, сложно представить что делать новичку и куда бежать, когда он увидит это сооружение на дороге. Технические характеристики тоже впечатляющие, вездеходу достался агрегат от танка Т-80, мощность целый 1250 «лошадей». так же на каждом колесе установлен электромотор. Но на таком сооружении даже если хочешь погонять не успеешь.
Слова тут излишни и чего только не придумывают умельцы. Можно согласиться, это действительно удивительные проекты, особенно если учитывать, что тогда деталей практически не было. Всё нужно было добывать, перекупать и т.д.
Модификации
Помимо базовой версии машины, выпускалось несколько опытных модификаций, на которых отрабатывались методики повышения проходимости. Например, модель ГАЗ-47Ш оснащалась ходовой частью с шахматным расположением опорных катков (схема Г. Книпкампа, опробованная на серийных немецких танках времен Второй Мировой войны). Конструкция позволяла повысить плавность хода и равномерно распределить вес машины по опорной площади. Но вес дополнительных катков и застревание грязи между ними не позволили довести вездеход до серийного производства.
Для перевозки пассажиров в условиях Крайнего Севера предполагалось использовать ГАЗ-48, который оснащался крытым металлическим кузовом над грузовой платформой. За счет установки новой кабины водителя максимальная вместимость достигала 15 человек. Предполагалась поставка вездеходов и в армию, где машины могли использоваться в качестве штабных. Для улучшения подвижности на шасси устанавливался 135-сильный бензиновый двигатель (вариация мотора от грузовика ГАЗ-66).
После освоения серийного выпуска нового V-образного мотора ГАЗ-53 была создана новая машина ГАЗ-71 (или ГТС-М, модернизированный). Повышенная мощность мотора позволила установить закрытый металлический кузов. Последние вездеходы были собраны в 1985 году.
ГАЗ 47 — первый послевоенный гусеничный вездеход
Для дорожных условий нашей страны мощные вездеходы максимальной проходимости являются преимущественным выбором, поскольку значительная часть российских просторов занята непроходимыми топями, арктическими пустынями и другой труднодоступной местностью. Если путь проходит по глубокой раскисшей грязи, которую не под силу преодолеть даже на УАЗ или Hummer, перебраться через нее получится лишь на вездеходах, оснащенных громадными колёсами или гусеничными движителями. Однако и они бессильны перед огромными сугробами или бездонными трясинами. Здесь выручит только уникальный класс техники, который можно назвать «бездорожники» — они пройдут там, где дорог не то, что не было, но и отродясь не будет.
Побуждением к появлению «вездеходной» техники стала война 1941-1945 гг. – она продемонстрировала, как важны машины подобного рода. В 50-е гг. к таким разработкам приступили передовые конструкторские конторы, поскольку кроме военных поставок требовалась специализированная техника для освоения северных районов страны.
В результате в 1954 г. автомобильный завод в городе Горький выпустил первый гусеничный вездеход ГАЗ 47 (ГТ-С), ставший традиционным отечественным плавающим снегоболотоходом с размещенной спереди кабиной, отдельной секцией для силового агрегата и грузовой платформой. При проектировании ГАЗ 47 задействовали особенности производства танков серии Т-60 и Т-70. Грузовой транспортер этой модели производили на заводе вплоть до 1967 г.
8. ДТ-10/30 «Витязь»
Опыт использования в СССР вездеходов разной конструкции в самых сложных условиях показал, что одной из наиболее удачных схем являются машины сочлененного типа. ДТ-30 «Витязь» — это двухзвенный гусеничный вездеход-амфибия массой 29 тонн, способный перевозить до 30 тонн груза. Машина оснащена 39-литровым дизельным двигателем и полуавтоматической коробкой передач. Машина отлично себя зарекомендовала за много лет эксплуатации в Сибире, Арктике, на Дальнем Востоке.
Гусеничная машина отличалась высокой проходимостью
Автозавод три года потратил на разработку этой машины, и не напрасно. Совместными усилиями ведущих конструкторов страны добились того, что ГАЗ 47 имел наибольшую проходимость из всей известной техники. Застрявший в крепкой грязи танк – дело бывалое. Как только он заглубляется по самое днище, гусеницы проскальзывают и теряют сцепление. Этот факт учли конструкторы нового ГАЗа и снизили удельное давление снегоболотохода на почву за счет расширенных в размерах гусениц (до 30 см). Так, у стандартного танка давление на почву достигает 0,95-1,1 кГ/смІ, а у горьковского вездехода массой 3,65 т и грузоподъёмностью 1 т оно не превышало 0,2 кГ/смІ, что давало возможность передвигаться по глубоким сугробам.
Кроме этого, ГТ-С мог перемещаться по спокойной воде в брод до 1,2 м продолжительностью около 1,5 км, двигаться вплавь без дополнительной подготовки, скорость движения по воде при этом регулировалась работой гусениц. При создании модифицированных вариантов пробовали вместо гусениц установить цилиндровые металлические шнеки-поплавки, которые приводились в движение от силового агрегата. Такая модернизация позволяла развивать скорость перемещения по воде до 20 км/ч, но транспортировка по твердой площади была невозможной, что ограничивало функциональные свойства техники.
Для попадания на берег требовался пологий спуск, не превышающий 20є. На бурных реках в связи с широкой поверхностью подводного борта машина теряла устойчивость. В случае приближения бортовой стороной к завышенному берегу появлялся риск возникновения крена и бортового затопления. Вездеход ГАЗ 47 мог преодолеть стену высотой по вертикали до 60 см; ров шириной 1,3 м; склон 60%.
Разработчики учли нюансы тяжелой эксплуатации ГАЗ 47 в сложных арктических дорожных и погодно-климатических условиях и наделили его высокой работоспособностью и надежностью. Это выразилось в безотказной работе вездехода в Антарктиде в 1959–1960 гг. Тягач ГТ-С изначально был предусмотрен для работы и безгаражного использования в Северных, Сибирских, Дальневосточных районах и в Центральной Азии при температурных параметрах в пределах +40…50 єС. Допускалась транспортировка вездеходов авиацией с использованием Ан-12 и Ил-76.
ГТ-С — ГАЗ 47. Первый Советский серийный гусеничный снегоболотоход
Предпосылкой к разработке и выпуску вездеходов стала вторая мировая война, именно она показала всю значимость и актуальность такой техники. Кроме военных задач, техника должна была упростить освоение далёких северных областей.
В середине 50-х годов на Горьковском автомобилестроительном заводе был выпущен первый вариант гусеничного вездехода. Машина была названа ГТС и маркирована заводом ГАЗ-47. В названии использованы первые буквы слов характеризующих машину – гусеничный транспортёр снегоболотоход. Немало лет потратили конструкторы завода на создание вездехода и их усилия были оправданны.
Гусеничный вездеход имел самую высокую проходимость из всей предшествующей ему техники. В основу разработки вездехода ГАЗ-47 легли особенности, которые использовались при производстве гусеничной танковой техники и были учтены и их недостатки.
Советская история, после Великой Победы ГПИ-21 (на заднем плане) и ГПИ-22
Помимо танковых разработок в основу машины легли инженерные изыскания величайших Советских конструкторов: Веселовского и Рукавишникова, к сожалению недопущенных к непосредственным разработкам, но передавших в КБ чертежи и опытные образцы ГПИ-21, ГПИ-22 и ГПИ-23 . Например, танки часто застревали в почвах с низкой плотностью (грязь, болото), чтоб избежать этого гусеницы значительно расширили, чем ослабили давление веса транспортёра на грунт. Малое удельное давление дало возможность с легкостью двигаться по снежным заносам и сугробам. Помимо этого, ГТС это плавающий вездеход, он форсирует неглубокие водные препятствия в брод до 1,2 м глубиной, но протяженностью не более 1,5 км. Скорость вездехода в воде контролируется работой гусеничных обводов.
Хорошо показал себя гусеничный вездеход и в суровых условиях, ведь был создан для работ и безгаражного хранения в Сибири, Крайнем Севере, Дальнем Востоке. Способен работать при температурном диапазоне от +40 до -50 градусов по Цельсию.
ГТС — 47 первый Советский гусеничный транспортер снегоболотоход
Особенность конструкции транспортёра Газ-47: переднее расположение двигателя, узлов трансмиссии и ведущих колёс. Такая компоновка даёт возможность использовать снегоболотоход в различных условиях. Кузов вездехода цельный металлический и состоит из моторного отсека, кабины с двумя дверями, открытой платформы для перевозки грузов с легкосъёмным тентом из брезента. Кабина вмещает до 10 человек экипажа и имеет обогрев, правда он осуществляется тепловентилятором и в лютые холода его бывает недостаточно.
Грузовая платформа расположена очень низко, это сделало центр тяжести ниже, а вездеход более устойчивым. Такое расположение площадки дало возможность уменьшить вес и габариты машины. Снегоболотоход комплектуется бензиновым мотором с шестью цилиндрами мощностью 85 л.с., сочлененным с механической четырехступенчатой коробкой передач. Запуск мотора осуществляется с помощью электростартера или пневмопуском. Все соединения узлов трансмиссии осуществляются карданами и муфтами компенсации. Это повышает надежность и выносливость ГАЗ-47.
Подвеска на ГТС торсионная, представлена пятью обрезиненными опорными катками, гусеничным движителем и направляющим колесом с любой из двух сторон вездехода. Максимальная развиваемая скорость всего 35 км/ч по плотной поверхности и около 10 км/ч по снежным заносам.
Следует напомнить, что мы говорим о первом гусеничном транспортёре снегоболотоходе, поэтому его технические характеристики, на тот момент, были уникальны и не имели аналогов в стране. Газ-47 был востребован как и в военной деятельности, так и в труднодоступных зонах для транспортировки грузов, перевозки людей, буксировки специальных прицепов, в исследовательских экспедициях и спасательных операциях, в добывающих отраслях.
ГТСМ или ГАЗ-71 — второе покаленее Советских вездеходов
Снегоболотоход выпускался Горьковским автозаводом до 1967 года. С учетом слабых мест вездехода ГТС, ему на смену пришли усовершенствованные модели ГТСМ (ГАЗ-71) . У них был ряд изменений в конструкции подвески, мощнее двигатель и соответственно лучше показатели по скорости и проходимости.
В наше время гусеничные вездеходы ГАЗ-47 морально устарели и почти не эксплуатируются. Благодаря рывку в разработке вездеходной техники последовавшему после выпуска ГТС, он вошел в историю, как прародитель, на чьей базе создано огромное количество вездеходов для всевозможных целей и задач.
Гусеничный вездеход ГТС или ГАЗ-47 для суровых климатических условий
Гусеничный вездеход ГТС, созданный коллективом Горьковского автозавода, предназначен для перевозки людей и грузов в тяжелых дорожных и климатических условиях. Расшифровка названия ГТС — Гусеничный Транспортер Снегоболотоход, в заводской документации техника проходила под обозначением вездеход ГАЗ-47.
7. «Синяя птица»
Описание ГАЗ-47
Кузов ГТ-С представлял собой цельную металлическую конструкцию, разделенную на:
- моторный отсек;
- двухдверную кабину, рассчитанную на двух человек экипажа;
- кузов, вмещающий 10 человек десанта.
От непогоды кузов закрывался откидным тентом. Сверху над ним предусматривалась съемная открытая площадка для размещения грузов. Помимо того, ГАЗ-47 мог буксировать прицеп с массой до 2-х тонн.
Силовой агрегат был представлен автомобильным 4-х тактным, бензиновым двигателем (ЗМЗ-47), с 6 цилиндрами.
КПП – механическая, с четырьмя ступенями для движения вперед и одной назад.
Торсионная ходовая часть включала: 5 катков одинарного типа (с обрезиненной опорной частью), ведущего колеса и гусеницы по правому и левому борту машины. Задние (пятые) катки являлись направляющими.
ГАЗ-47 гусеничный транспортер-снегоболотоход 1954 — 1967 гг.
Вездеход ГАЗ-47 — первый послевоенный гусеничный транспортёр. Заводское обозначение: ГАЗ-47 (ГТ-С — Гусеничный Транспортёр — Снегоболотоход). Плавающий снегоболотоход предназначен для работы в особо тяжёлых дорожных и климатических условиях как в гражданском, так и в военном применении. Стал основой при разработке ГАЗ-71 (ГТ-СМ).
фото ГАЗ-47
Вездеход ГАЗ-47 представляет собой гусеничную машину высокой проходимости, предназначенную для перевозки грузов и людей в условиях бездорожья в северных районов страны, для буксировки прицепов, а также для использования при проведении геологоразведочных изысканий, при строительстве и обслуживании нефтегазопроводов, линий электропередач и связи, проведении поисковых и аварийно-спасательных работ и других потребностей армии и народного хозяйства.
К особенностям компоновки вездехода ГАЗ-47 относятся переднее расположение моторного отделения вместе с агрегатами трансмиссии, а также переднее расположение ведущих колёс. ГАЗ-47 имел сварной цельнометаллический корпус, состоящий из моторного отделения, закрытой двухдверной кабины и открытой грузовой платформы со съёмным тентом. Машина оснащалась бензиновым двигателем мощностью 74 лошадиные силы. Ходовая часть ГАЗ-47 состояла из пяти обрезиненных опорных катков, гусеницы и ведущего колеса с каждой стороны машины. Задние (пятые) опорные катки одновременно являются направляющими колёсами.
Конструкторы нового ГАЗа и снизили удельное давление снегоболотохода на почву за счет расширенных в размерах гусениц (до 30 см). Так, у стандартного танка давление на почву достигает 0,95-1,1 кГ/смІ, а у горьковского вездехода массой 3,65 т и грузоподъёмностью 1 т оно не превышало 0,2 кГ/смІ, что давало возможность передвигаться по глубоким сугробам.
ГТ-С мог перемещаться по спокойной воде в брод до 1,2 м продолжительностью около 1,5 км, двигаться вплавь без дополнительной подготовки, скорость движения по воде при этом регулировалась работой гусениц. При создании модифицированных вариантов пробовали вместо гусениц установить цилиндровые металлические шнеки-поплавки, которые приводились в движение от силового агрегата. Такая модернизация позволяла развивать скорость перемещения по воде до 20 км/ч, но транспортировка по твердой площади была невозможной, что ограничивало функциональные свойства техники.
- https://SpecMahina.ru/vezdehod/gts-gaz-47.html
- https://BumerangRf.ru/ognestrelnoe/vezdehod-sssr-na-gusenicah.html
- https://dar-web.ru/st_g47_adaptiv.php
- https://ctraz.ru/drugoe/gaz-47-tehnicheskie-harakteristiki.html
- https://sport-nutrition-rus.ru/populyarnye-stati/gaz-47-pervyj-sovetskij-gusenechnyj-vezdehod.html
- https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/gaz-47/
- https://WarWays.ru/boevye-mashiny/gaz-47.html
- https://tym-tractor.ru/populyarnye-stati/vezdehod-gts-gaz-47-tehnicheskie-harakteristiki-rasshifrovka-gusenichnyj.html
- https://FB.ru/article/275173/gaz—-mashina-kotoroy-ne-nujnyi-dorogi