Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

Шасси

Шасси МАЗ 7907
Шасси МАЗ 7907

Шасси этой машины, рассчитанное на 12 пар колес, имеет исполинские размеры – 28 м 187 см в длину и 4 м 70 см в ширину. Все 12 осей этого монстра – ведущие. Рама хребтовой модели состоит из двух шестиосных частей, соединенных между собой сочлененными шарнирами, что является ее конструктивной особенностью. Преимущество шарнирной конструкции в том, что шарниры:

  • оберегали раму от перегруженности и напряжений;
  • позволяли отклоняться по отношению друг к другу на 8о;
  • уменьшали радиус поворота.

Хребтовая конструкция рамы – это еще одна конструктивная особенность шасси, и заключается в наличии продольной трансмиссионной трубы, которая соединяет картеры двигателя, сцепление КП, главные передачи, раздаточную коробку. Внутри трансмиссионной трубы расположен тонкий вал, выполняющий функцию карданного.

Хребтовая труба придает дополнительную жесткость всей структуре рамы.

Ходовая часть

В качестве основы на шасси МАЗ-7907 используется хребтовая рама. В середине последней имеется горизонтальный шарнир, то есть она состоит из двух 6-осных частей. Такое устройство рамы позволило снизить изгибающие нагрузки в конструкции шасси. На фото в статье вы можете увидеть МАЗ-7907 сбоку.

МАЗ 7907 технические характеристики

В независимых рычажных подвесках его колёс используются гидропневматические элементы. Такая схема позволила обеспечить большой вертикальный ход подвески и высокую плавность движения. Дополнительно каждая пара бортовых колес МАЗ-7907 имеет пневматическую балансирную связь, что дополнительно улучшает параметры проходимости шасси.

МАЗ 7907 расход топлива

Силовая установка МАЗ 7907

МАЗ такой грузоподъемности и мощности требовал и двигателя с особыми характеристиками. На тягаче был установлен трехвальный газотурбинный двигатель ГТД 1000Т ФМ мощностью 1250 л. с. Калужского моторостроительного завода, который сейчас называется ГУП «Завод им. В.Я. Климова». Двигатель монтировался на передней консоли рамы под трехместной кабиной с тремя лобовыми стеклами.

Многие называют двигатель танковым, хотя на заводе специально создавались модификации базового двигателя для ракетовозов, в том числе МАЗ 7907. Расход топлива в открытой для общего доступа литературе указывается только для танковых двигателей, и для ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л. с. он составляет 235 г/л.с.*ч, а для ГТД-1250 на 1250 л. с. — 225 г/л.с.*ч. Учитывая, что сто километров пути на максимальной скорости тягач мог пройти за четыре часа, то и затратить на него приходилось примерно полторы тонны топлива.

Генератор переменного тока ВСГ-625, установленный в блоке с двигателем, питал узлы электромеханической трансмиссии ТЭ-660-24 и синхронные электромоторы воздушно-масляного охлаждения, установленные внутри рамы, отдельно на каждое колесо.

маз 7907 расход топлива

Масляные радиаторы и блоки электрического управления размещались под параллельными кожухами в задней части шасси.



7907 МАЗ
МАЗ 7907 гигант
мзкт 79221 технические характеристики

Перевернутая страница истории

Еще через десять лет из двух ракетовозов на заводском полигоне собрали один. Получился такой монументальный памятник в музейной экспозиции на территории Минского завода колесных тягачей. К сожалению, не нашлось на сегодня задач, для решения которых понадобилась бы такая мощная техника, как МАЗ 7907.

7907 маз

Фото уникальной машины встречаются не так часто. Грустные моменты упадка и разрушения и черно-белые снимки теперь уже почти двадцатилетней давности, на которых запечатлен путь от реки Березина до озера Нарочь – вот и все. Но и их хватает, чтобы показать мощь тягача и силу мысли минских конструкторов во главе с Б. Л. Шапошником, для которого этот проект стал последним.

Силовой агрегат

На тягач Апокалипсиса был установлен газотурбинный агрегат ГТД 1250 мощностью 1200 лошадиных сил. (Сложно себе представить, каким должен быть табун живых лошадей).

Для сравнения – мощность МАЗ-500 всего 180л.с.

Танковый двигатель крепится впереди на балке лонжерона, длина которого 562 см. Сверху над двигателем размещается трехместная кабина.

Электрогенератор
Электрогенератор

Внутри рамы тягача установлены 24 тридцатикиловаттных силовых электродвигателя. ГТД запускал электрический генератор переменного тока ВСГ-625, а от него электроток передавался на трансмиссионные узлы и на ДСТ. Следует заметить, что этот электрогенератор был разработан специально для данной машины и нигде больше не применялся.

Тяговая электросеть машины предусматривала наличие тиристорных преобразователей, преобразующих постоянный ток в переменный. Система охлаждения была воздушно-масляной. В конце шасси размещались охлаждающие радиаторы и система электрического управления. Все электрооборудование разрабатывалось в Новосибирске.

Трансмиссия, призванная передавать крутящий момент от электродвигателей к каждой паре колес, состоит из трансмиссионных и карданных осей, редукторов, которые синхронизировали работу всех электродвигателей, при необходимости понижали или повышали их обороты, тяговых и колесных передач, коробки отбора мощности.

На изменение направления работали только 4 пары передних и 4 пары задних колес, согласованно отклонявшихся на заданный угол, причем задние колеса поворачивались в противоположную сторону, по отношению к передним.

Размер широкопрофильных шин, разработанных в Воронеже – 166×67-69см, дорожный просвет – 48,5 см. Машина была рассчитана на пусковую установку длиной 32 и высотой 5,6 метра.

Дальнейшая судьба машин

Обе указанные машины долгое время находились на хранении на территории завода. Периодически они привлекались для выполнения различных уникальных работ. Одной из таких задач стала перевозка в 1996 году 90-тонного теплохода по маршруту протяженностью почти 250 км. Изначально шасси МАЗ-7907 должно было выступить в роли гигантского трейлера и буксироваться тягачом МЗКТ-79221. Но тот смог протащить автопоезд всего около 30 км, после чего вышел из строя.

Дальнейший путь в одну сторону шасси прошло самостоятельно. При разгрузке оно было загнано в воду безо всякой герметизации узлов. Такое испытание и долгий простой не пошли на пользу технике – на МАЗ-7907 отказали все тяговые электродвигатели, и машину привезли назад на завод на буксире. На фотографиях можно увидеть процесс перевозки теплохода.

Техника МАЗ 7907

В 2006 году из двух шасси было собрано одно, которое в настоящее время проходит восстановительный ремонт. По окончании ремонта рекордсмен МАЗ планируется выставить в музее завода колёсных тягачей МЗКТ Volat.

Исторические факты

Опытный образец шасси МЗКТ-79221 был собран в 1992 году. Его разработка осуществлялась на базе автомобиля МАЗ-7922, который к тому времени успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны. Производилось шасси силами Минского завода колесных тягачей.

мзкт 79221

Разработчики подвижного ракетного комплекса «Тополь-М» столкнулись с такой проблемой, как транспортировка своего детища. Платформа, которая выполняла данную работу ранее, уже не подходила. Поэтому разработчикам пришлось искать предприятие, которое смогло бы изготовить необходимое транспортное средство. К сожалению, среди отечественных предприятий таковых не нашлось. Поэтому был заключен договор на создание шасси с Минским заводом.

В течение последующих нескольких лет разработка продолжалась. В серийное производство модель поступила только в 2000 году.

Особенности конструкции

Чтобы обеспечить столь внушительную грузоподъемность, все колесные пары МАЗ 7907 должны были работать с полной нагрузкой без вывешивания колес на грунтовых дорогах. Поэтому, кроме конструкции подвески, в раме хребтового типа, которая сохраняла жесткость в горизонтальной плоскости, был предусмотрен силовой шарнир на подшипниках с одной степенью свободы. То есть платформа была двузвенной на двух шестиосных тележках, которые могли перемещаться в вертикальной плоскости относительно друг друга на угол до 8°.

маз 7907 24х24

Чтобы обеспечить маневренность такой длинной базы, восемь из двенадцати пар колес поворачивались. Это были первые и последние четыре пары. Причем предусматривались два варианта поворота. В первом восемь колес поворачивали в одну сторону, а восемь – в противоположную. Во втором же поворот был синхронным — так называемое движение «крабом» или боком.

Достоинства и недостатки

По сравнению с предыдущим транспортером МАЗ 7906-двенадцатиосный тягач обладал существенными преимуществами. Лучшими были управляемость, звукоизоляция кабины, выше технологичность и живучесть, так как подвижность установки сохранялась даже при повреждении привода восьми колес.

Но и недостатков у тягача МАЗ 7907 хватало. Электромеханическая трансмиссия отличалась низкой работоспособностью и малым КПД. Кроме того, тяжелая машина обладала низкой проходимостью по мягким грунтам и недостаточной динамикой разгона, повышенной осевой нагрузкой.

Конструкция требовала серьезных доработок, хотя опытные образцы ракетовозов испытания прошли успешно. Может быть, недостатки и были бы устранены со временем, но закончилась холодная война и начался этап разоружения, ракетные войска стратегического назначения стали не нужны.

Преимущества модели

  • Тягач отличается высокой грузоподъемностью – до 80 тонн, что является высоким показателем, в сравнении с аналогичными моделями тягачей МЗКТ.
  • Машина может выдерживать сильные перегрузки в случае преодоления препятствий.
  • Шасси с 8 осями позволяет перевозить тяжелые установки для бурения нефтяных скважин.
  • Давление в шинах может регулироваться из кабины водителя.
  • МЗКТ 79221 оборудован бортовым компьютером, который регулирует общее состояние ходовой системы, давление в шинах, состояние двигателя.

Бортовой компьютер тягача
Бортовой компьютер тягача

Кабина

Высота трех местной кабины составляла – 4,5 метра (у ЗИЛ 157 – 2 метра). Кабина была оснащена 3-мя отдельными лобовыми стеклами. Температура воздуха в кабине регулировалась кондиционером, в ней были предусмотрены и другие системы жизнеобеспечения. В отличие от упрощенной кабины МАЗа 53366.

История создания

Весной 1983 года начали проектировать и разрабатывать новые машины. Руководил работой генеральный конструктор, впоследствии ставший лауреатом Государственной премии СССР и Ленинской премии, Борис Львович Шапошник.

Первая опытная модель тягача была завершена ровно через два года, а летом того же 1985 года, был собран и второй экземпляр. На фото представлен минский завод.

В это же время была разработана модель МАЗ-5337.

Минский автозавод
Минский автозавод

Свой первый экзамен на прочность и работоспособность МАЗ 7907 прошел на территории Минского завода, а первую тысячу километров успел накатать на Могилевском шоссе. Из соображений секретности тягач испытывался по ночам. Потом машину демонтировали и железнодорожным составом транспортировали в Волгоград.

На военном спецзаводе шасси снова смонтировали и установили макет пускового оборудования проектировавшегося в тот момент ракетного комплекса Целина-2.

Тестирование проводили в Калининской (сейчас – Тверской области). Цель данных испытаний заключалась в выборе конструкции шасси для пусковой установки нового ракетного комплекса, над которым в тот момент велась активная работа. Тестирование машины потребовало строительства новых специальных участков дорожного полотна, с мостами и развязками.

Было важно понять, как действует сверхтяжелый тягач на дорожное полотно, как поведут себя все системы ходовой машины под максимальной загрузкой.

В течение года, начиная с сентября 1986, тягач МАЗ 7907 с имитационной ракетной установкой прошел расстояние 2 тысячи километров, показав максимальную скорость 25 км в час.

Все испытания проводились в условиях строжайшей секретности, в строго определенные часы, когда над участком испытаний не летали спутники-разведчики.

_
Завод ПАО Камаз выпускает грузовую технику с 1976 года. На сегодняшний день с конвеера завода выходит 34 разных модели техники.

Первым автомобилем был Камаз – 5320.

Одна из новых разработок завода – капотный Камаз, который создавался для участия в спортивных соревнованиях, в том числе в гонках Дакар.

Система управления

Для поворота МАЗ-7907 используется уникальная система, в которой задействованы колеса четырех передних и четырёх задних осей. При осуществлении вращения руля колеса передних и задних осей поворачиваются в противоположные стороны.

Для правильной взаимной установки углов поворота здесь использована автоматическая система управления. Благодаря этому машина длиной в 28,1 метра вписывается в радиус поворота около 27 метров. По фотографии, представленной в статье, можно хорошо понять совместную кинематику поворотных колес на передних и задних осях.

МАЗ рекордсмен

Совместные испытания

Тестовые пробеги шасси обеих моделей начались в следующем году. Многие из них выполнялись в темное время суток на участке Могилёвского шоссе между Минской кольцевой дорогой и началом шоссе на Гомель. Дальнейшие доработки машин проходили на территории военного завода «Баррикады» в районе Волгограда. Доставка туда шасси МАЗ-7907 была осуществлена по железной дороге. На заводе машины оснастили весовыми и габаритными макетами комплекса «Целина-2», после чего их отправили на полигон 7-й гвардейской ракетной дивизии в Калининскую (Тверскую) область.

Всего испытания продолжались около года и завершились в сентябре 1987 г. За это время гигант МАЗ-7907 прошел без нареканий к техническому состоянию более 2 тыс. км. Максимальная скорость во время испытаний не превышала 25 км/час. Конкурент МАЗ-7906 смог развить скорость до 30 км/час.

По результатам испытаний, технические характеристики МАЗ-7907 были признаны не вполне достаточными. При этом машина показала значительные преимущества по сравнению с 8-осной версией. Основными плюсами конструкции стали:

  1. Относительно низкая нагрузка на ось.
  2. Высокий акустический и вибрационный комфорт в кабине.
  3. Быстрая подготовка к движению, особенно в условиях низких температур.
  4. Повышенная надежность трансмиссии за счет системы электропривода.
  5. Высокая приспособленность к перевозкам по железной дороге.

Нарекания вызвали низкий КПД электрической трансмиссии, невысокая проходимость машины по грунтовым дорогам и недостаточная динамика разгона. Из-за невысокого КПД трансмиссии расход топлива МАЗ-7907 оказался чрезмерным. На схеме показаны основные габаритные размеры шасси.

МАЗ 7907

В итоге оба типа шасси не удовлетворили военных. В ходе испытаний не удалось найти ни одного направления для улучшения характеристик шасси, поэтому дальнейшие работы над проектом МАЗ-7907 признали бесперспективными. Окончательно машины похоронило прекращение работ над проектом «Целина-2». После этого оба шасси были возвращены на завод в Минск.

Трансмиссия

Привод каждого колеса осуществлялся от индивидуального электродвигателя модели ДСТ180-6, мощностью 30 кВт каждый. Моторы были размещены внутри рамы и приводили колеса через полуоси с карданными шарнирами. В ступицах колес имелись планетарные редукторы. В конструкции трансмиссии были дополнительные согласующие редукторы.

Изначальный проект МАЗ-7907 предусматривал полноценное масляное охлаждение всех тяговых двигателей. Но на опытных машинах стояли двигатели с комбинированной воздушно-масляной системой отвода тепла. Блоки управления двигателями и их радиаторы размещались в охладительных модулях, установленных по бортам рамы в задней части шасси. Сверху эти устройства закрывались съёмными кожухами с продухами для подачи охлаждающего воздуха. На фотографии хорошо видны силовые кабели и трубопроводы системы охлаждения, идущие к модулям.

7907 МАЗ

Колеса оснащались специальными шинами ВИ-207 с низким внутренним давлением, выпускавшимися на шинном заводе в Воронеже.

Технические характеристики

Этот проект получил название «Целина-2». Первым был восьмиосный тягач МАЗ 7906 грузоподъемностью 150 т.

Тягач МАЗ 7907 (24х24) разрабатывался два года. И в 1985 годы были собраны два образца для ходовых испытаний. Снаряженная масса транспортера составляла 66 т при грузоподъемности 150 т. Расчетная максимальная скорость на шоссе (твердое и гладкое покрытие) – 40 км/час. На испытаниях с макетом пусковой установки транспортер показал скорость 25 км/час.

маз 7907 технические характеристики

Впечатляли габаритные размеры тягача. Его длина была больше 28 метров, ширина – 4,7 м, а высота — почти 4,5 метра. Ширина колесной колеи, и передней и задней, была больше 3,3 м, а клиренс — 465 мм. Радиус поворота шасси – 27 метров. База передней и задней тележек неодинакова – 9,065 и 9,22 м. Расстояние между осями колес 1,75; 1,8 или 1,855 м.

Двенадцать пар ведущих колес ВИ-207 отечественного производства имели размеры 1660 х 600-635 мм. То есть диаметр колеса был в рост среднего человека. Насколько мелки люди рядом с этим монстром МАЗ 7907, фото из отчета о перевозке катера демонстрируют очень наглядно.

МАЗ 7907 в действии

Уникальные транспортеры так и остались на заводском полигоне, но один из тягачей прошел своеобразный тест-драйв, который, впрочем, подтвердив заявленные характеристики, закончился для него плачевно.

Спустя десять лет забвения, летом 1996 года, понадобилось по суше доставить к месту назначения прогулочное судно длиной 40 м и весом под 90 тонн. Да к тому же в носовой отсек хозяева загрузили строительные материалы, чтобы не тратить деньги еще и на их доставку. Обнаружилось уже после погрузки, что центровка судна нарушена, и пришлось срочно догружать корму. В итоге суммарный вес судна составил примерно сто тонн.

Специалисты МЗКТ почти два месяца готовили технику к работе. Был переделан существовавший для крепления ТПК надрамник. Теперь это были ложементы для дна прогулочного судна. Запустили газовую турбину, проверили электродвигатели колес. Четыре двигателя так и не заработали. Сто семьдесят тонн суммарной массы проделали путь на двадцати колесах. Как и заявлялось при создании тягача с серийным номером 7907.

МАЗ прошел своим ходом больше 200 км со скоростью примерно 20 км/час. Только при пересечении моста через реку Березина, не рассчитанного на транспорт такой массы, часть груза принял на себя четырехосный МЗКТ-79091 с лебедкой и кормовой мачтой, приподняв корму катера над платформой.

маз 7907 фото

При разгрузке автокраны и тягач задним ходом загнали прямо в озеро Нарочь. Электрическая трансмиссия испытания водой не выдержала. Назад на базу МАЗ 7907 своим ходом уже не доехал, доставил его заводской тягач.

МАЗ-7907: гигант ядерного апокалипсиса











Дизельный «конкурент»

Шасси МАЗ-7906 оснащалось корабельным 1500-сильным дизельным двигателем М-351, размещенным в переднем свесе рамы. Перед ним имелись две отдельные кабины, оснащенные двумя лобовыми стеклами каждая.

Для передачи крутящего момента на МАЗ-7906 применялись две гидромеханические четырехступенчатые коробки передач. На коробках имелись редукторы для привода различных вспомогательных механизмов машины. На каждом шасси использовалось 45 карданных валов разной длины и конфигурации. Машину построили в количестве двух экземпляров в 1984 году.

Источники

  • https://MachinSpec.com/gruzovye/tyagach/maz-7907.html
  • https://minitraktor34.ru/gruzovaya/maz-7907.html
  • https://eldomo.ru/speczmashiny/tyagach-maz-7907-opisanie
  • https://GrandFart.ru/avtomarki/maz-7907-rashod-topliva.html
  • https://FB.ru/article/230455/maz-tehnicheskie-harakteristiki-rashod-topliva-foto
  • https://www.syl.ru/article/357227/maz—tehnicheskie-harakteristiki-rashod-topliva-osobennosti-i-otzyivyi
[свернуть]
Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть