ЗИЛ-117 — вечно живущий автомобиль

Общая информация о ЗиЛ-117

На заводе имени Лихачёва транспорт разрабатывали как более современный, манёвренный и скоростной, в отличие от предыдущего поколения. Несмотря на это, в правительственных кортежах использовался редко, предпочтение отдавали лимузинам 114-й версии, «Чайке» и «Волге».

По некоторым данным, машину разрабатывали по личному заказу Л.И. Брежнева. Он хотел получить статусный, но быстрый автомобиль, так как предпочитал передвигаться по дорогам Москвы без водителя. Многие свидетели в 70-х годах рассказывали, как видели Брежнева за рулём собственного, укороченного ЗИЛа.

Статус ЗиЛ-117 считался ниже, чем у 114 и 115 моделей. Он предназначался для членов Политбюро и правительства СССР. Во время последних лет застоя этими машинами пользовались ближайшие помощники генерального секретаря. Когда к власти пришёл Ю.В. Андропов, от этой идеи отказались.

Машина для чиновников

Датой создания 117-го считается 1971 год. В этот период времени правительственной машиной был ЗиЛ-114, который и стал базовой моделью для нового автомобиля. Внешне 117-й почти полностью повторял формы своего прототипа, только в немного уменьшенном варианте.

По официальной версии, ЗиЛ-117 (фото представлено ниже) должен был стать машиной сопровождения, которая при внешней схожести со 114-м превосходила его по динамическим характеристикам.

Но почему-то в эскортах этому автомобилю места не находилось. По-прежнему правительственные колонны состояли из «Чаек» и «Волг». Видимо, поэтому в народе родилась другая версия причины появления ЗиЛ-117. По слухам, автомобиль появился благодаря личному распоряжению «дорогого и любимого Л.И. Брежнева», которого якобы видели лично управляющим этой машиной.

Общая партия выпущенных автомобилей составила не более 70 штук, которые так и не стали машинами эскорта, а закреплялись в качестве служебного транспорта за чиновниками из высшего руководства страны.

Основные версии появления ЗиЛ-117

Существует три основные причины, по которым создали «укороченный» лимузин. Документального подтверждения нет ни у одной из трёх.

Согласно первой версии, заказ на разработку легкового транспорта сделало руководство 9-го управления КГБ. Этот отдел отвечал за безопасность первых лиц государства. Сотрудникам требовался манёвренный, быстрый и комфортный автомобиль, благодаря которому упрощалось выполнение охранных обязанностей. Версия вызывает много сомнений, но основная из них заключается в дате старта выпуска (на 5 лет позже стандартного 114-го поколения). Если бы существовало реальная надобность, укороченные модификации производили мелкими сериями параллельно с лимузинами.

Следующий «миф» — личное недовольство габаритами представительского авто Л.И. Брежневым. В 1966 году на показе окончательных вариантов в Кремле генеральный секретарь выразил недовольство главному конструктору относительно размеров. Он считал, что габариты лишают шофёра удовольствия управлять машиной. Это пересекается со слухами о том, что Брежнев хотел получить быстрый автомобиль, которым мог управлять сам. Для удовлетворения потребности первого человека Союза могли бы собрать несколько индивидуальных экземпляров, не тратя средства на серийный выпуск.

Наиболее правдивой версией считается борьба в верхах политической власти. Кандидаты в члены Политбюро довольствовались устаревшими «Чайками», которые по внешнему виду и характеристикам уступали ЗиЛ-114. Так как во власти в то время обретали значимость внешние атрибуты, чиновники второго политического эшелона не хотели уступать первым лицам Союза. Поэтому на разработку поставили «117-й». Эта версия вызывает сомнения, так как делать государственные заказы такой величины члены в Политбюро не могли.

Салон ЗИЛ-41045

ЗиЛ-41045 предназначался для поездок высокопоставленных
советских чиновников, то особое внимание уделялось отделке салона
автомобиля. Покрытие пола составлял шерстяной ковер специальной
расцветки «черепашка», которая делала незаметными пыль и грязь.
Обивка сидений и дверей выполнялась из голландского мохера
табачного цвета.
    Кузов — классический, четырехдверный, типа
«лимузин», с минимальным количеством различных декоративных элементов.
Салон комплектовался встроенной аудиосистемой и климатической установкой.
Сиденья переднего ряда отделялись от салона перегородкой, у которой
опускалась верхняя стеклянная половина

На специальных ЗИЛ-41045 впервые была установлен салон-бронекапсула,
обеспечивающая большую безопасность, чем традиционные стальные вставки.
Согласно расчетам, она может выдержать попадание снаряда малокалиберной
пушки. Кроме того, на базе основного автомобиля были созданы два особых
«реанимобиля».

Конструкция ЗиЛ-117

Автомобиль ЗиЛ-117 — хорошая переработка «114-й». Многое схоже во внешнем оформлении, отделке салона и технических характеристиках.

Первое отличие салона — задний ряд придвинут к переднему для уменьшения длины. Несмотря на это, комфортность нахождения на пассажирских местах не ухудшилась. Такой шаг сэкономил полметра длины. Отделка интерьера сохранилась. Конструкторы планировали сделать кузов несущим, но из-за этого пришлось бы разрабатывать всё с нуля, устанавливать усиление каркаса. Это привело бы к повышению массы авто. Чтобы решить проблему, инженеры заменили периферийную раму на штампованно-сварную лестничного типа.

Колёсная база стала короче на 48 сантиметров. Укорачивание таких элементов, как кузов, карданный вал, трубопровод и проводка позволил сэкономить ещё полметра. Больше отличий в «железе», по сравнению со «старшим братом», нет.

Двигатель ЗиЛ-117 остался без изменений. Восьмицилиндровый мотор с V-образным расположением цилиндров. Он обладал внушительными характеристиками: 300 лошадиных сил, позволяющие разгоняться до 190 км/ч. Конструкцию силовой установки дополняли четырёхкамерный карбюратор, гидравлический толкатель клапанов и транзисторная система зажигания. Сохранилась двухскоростная автоматическая коробка передач с гидротрансформатором. В 1975 году её заменили на трёхступенчатую ГМП.

Подвеска изменений не потерпела. Она обеспечивает плавную и мягкую езду по асфальтированному и грунтовочному дорожному покрытию. Главной особенностью конструкции подвески является стабилизатор поперечной устойчивости и торсионы, выступающие в роли упрогого элемента. Шум в салоне понижен за счёт крепления подвески к раме — с помощью резиновых шарниров.

Тормозная система состоит из двух контуров. Каждый работает с парой колодок на колёсах, расположенных относительно друг друга по диагонали. Это сделано для повышения безопасности: в случае поломки одного из контуров в процессе движения, автомобиль мог уверенно тормозить. В устройстве задних тормозов присутствует ограничитель усилия. Вакуумный усилитель дополняет главный цилиндр тормозного механизма. В контурах передних и задних скоб присутствуют гидровакуумные усилители. Стояночный тормоз работает от нажатия педали. В его основе лежит механический привод. Он оказывает воздействие на тормозные барабаны задних колёс. Стояночный тормоз работает при неисправной гидравлике. При начале движения стояночный тормоз деактивировался автоматически.

Ключевым моментом вспомогательных систем являются сервоприводы. За счёт них работают омыватели стекол, электростеклоподъёмники, выдвигаются антенны, блокируются дверные замки и настраивает радиоприёмник.

Технические характеристики:

  • Длина — 5,7 метров;
  • Ширина — 1,5 метра;
  • Высота — 3,3 метра;
  • Колёсная база — 3,3 метра;
  • Клиренс — 17 сантиметров;
  • Вес — 3,2 тонны;
  • Объём двигателя — 7 литров;
  • Мощность — 300 лошадиных сил;
  • КПП — автоматическая;
  • Максимальная скорость — 190 км/ч;
  • Расход топлива — 18 литров на 100 километров.

В салоне упразднили перегородку между передним и задними рядами. Кожей обшиты не только передние сиденья, но и задний диван. Подлокотников нет, поэтому средства связи и пульты дистанционного управления поместили в массивную конструкцию, располагающуюся между передними колёсами. Реализована раздельная система кондиционирования: для водительской и пассажирской зон.

Между задними дверьми теперь размещаются «сановные» пассажиры. При этом стёкла перед задними стойками сохранились. Задние стойки пришлось сделать прочнее, так как их количество снизилось с восьми до шести. Угол наклона у передней кромки задних стоек изменился, из-за чего изменилась форма задних дверей. Задние двери оснащены глухими форточками.

Колёсные арки и кромки задних крыльев получили новый декоративный элемент — хромированные молдинги. Основу дизайна от 114-й модели сохранили, так как он отвечал современным требованиям премиум-класса. Несмотря на уменьшение длины на полметра, внешний вид транспорта не испортился, а только заиграл новыми красками. От «лимузина» укороченная версия отличалась непринуждённостью и повседневностью, хотя выполняла такую же роль — транспортировка первых лиц государства. Для простых граждан «114-й» казался недосягаемым, а модель ЗиЛ-117 определялась как машина, на которой можно передвигаться ежедневно.

Авто сегодня

зил 117 цена

1978 году ЗИЛ-117 перестали выпускать, но и сегодня существуют модели в идеальном состоянии благодаря тому, что при сборке был использован высококачественный металл. Большая их часть украшает коллекции любителей. Всего было выпущено около 70 автомобилей, но осталось 10 по всему миру.

Купить такую машину сегодня почти нереально. И причиной является даже не высокая цена. Найти авто гораздо сложнее, особенно в хорошем состоянии. ЗИЛ-117, цена на который может варьироваться в широчайшем диапазоне, остается ценным экспонатом в коллекции ценителей.

Pаспpеделительный вал двигателя ЗИЛ-111

Pаспpеделительный вал литой чугунный, с закаленными кулачками, pазмещен на пяти опоpах (котоpые пpедставляют собой втулки, залитые баббитом) в блоке цилиндpов, пpиводится во вpащение от шестеpни на коленчатом валу пpи помощи пластинчатой бесшумной цепи Моpзе. Диаметp шеек pаспpеделительного вала уменьшается от пеpедней шейки к задней ступенями чеpез 0,5 мм. Осевое пеpемещение pаспpеделительного вала огpаничивается фланцем между шестеpней и пеpедним тоpцом пеpвой шейки. Фланец пpикpеплен к пеpеднему тоpцу блока двумя болтами. Шестеpня пpивода пpеpывателя-pаспpеделителя и масляного насоса стальная (сталь 45), напpессована на задний тоpец кулачкового вала и закpеплена штифтом.

Фазы газоpаспpеделения (в гpадусах по маховику)
начало открытия впускного клапана 45o до ВМТ
конец закрытия впускного клапана 97,5o после НМТ
продолжительность открытия впускного клапана 322,5o
начало открытия выпускного клапана 81o до НМТ
конец закрытия выпускного клапана 61,5o после ВМТ
продолжительность открытия выпускного клапана 322,5o
перекрытие клапанов 106,5o
Высота подъема впускного и выпускного клапанов 10,0 мм.

Толкатели клапанов гидpавлические, автоматически обеспечивающие отсутствие зазоpа в клапанном механизме. Клапаны pасположены в головке блока цилиндpов в один pяд, наклонно к оси цилиндpов, пpиводятся в движение от pаспpеделительного вала пpи помощи штанг, гидpотолкателей и коpомысел. Впускной клапан имеет диаметp стеpжня 9 мм; выпускной — 11 мм. Диаметpы таpелок клапанов (по калибpу): выпускной — 40 мм; впускной — 49,5 мм. Pасстояние между кpомкой впускного клапана и стенкой камеpы сгоpания 6,75 мм. Матеpиал клапанов: впускного — сталь Х10С2М, выпускного — сталь ХВ (ТУ ОГМ). Стеpжни клапанов хpомиpуются. Выпускные клапаны пустотелые, охлаждаемые натpием, с жаpостойкой наплавкой посадочной фаски (сталь ВХН-1); имеют механизм для пpинудительного пpовоpачивания клапана во вpемя pаботы. Втулки напpавляющих впускного и выпускного клапанов изготовлены из бpонзы БpОЦС-6-6-3.
    Впускной газопpовод изготовлен из алюминиевого сплава, общий для обоих pядов цилиндpов, pасположен между головками, снабжен жидкостной pубашкой для подогpева смеси (впускной газопpовод является одновpеменно веpхней кpышкой блока).
    Выпускные газопpоводы чугунные, по одному с каждой стоpоны блока.

Внешний вид

Как уже понятно по фотографиям, внешность президентского автомобиля довольно необычная. Если обратить взор на фотографии, то сразу в глаза бросается 1.5-метровый удлиненный кормовой свес, крупный капот и багажное отделение. После этого, можно заметить наличие глубокой кузовной окраски.

Колесная база получила 3 880 миллиметров, и она такая большая, что даже Mercedes S-class W140 и новый Mercedes W222 по сравнению с отечественной моделью смотрятся небольшими. Как упоминалось выше, передние квадратные фары выпускались компанией Bosch, а также кроме форсунок имели небольшие «дворники».

Примечательно, что размещенные внешние зеркала в углу стекла оснащались электрическим приводом. Необычно, но у прошлого Мерседеса (W140) с указателем кузова W126 зеркало с правой стороны, вообще отсутствовало. Если брать автомобиль президента с индексом 41047, то новинка не получила поворотные форточки в передних дверях.

При детальном осмотре нового советского транспортного средства, можно увидеть резиновые заглушки в крыльях, расположенных впереди. Такие отверстия предназначаются для специальных штырей, который называются флагштоки. Они предназначаются для установки флага и подобная деталь доступна лишь для легковых автомобилей завода имени Лихачева. ГАЗ 14 Чайка не предусматривает подобное оснащение.

Желание прибавить кузову целостности заметно и в прикрытой за задним номером горловиной бензобака. Сам бак получил объем 120 литров. Шильдик, устанавливаемый на капоте, является травмобезопасным и прячется, если на него нажать. Высота дорожного просвета не падает ниже 170 миллиметров.

ЗиЛ-117В

ЗиЛ-117В — открытый вариант машины представительского класса, который разрабатывался на основе не «лимузина», а его укороченной версии. Несмотря на копирование аналога, модификация с индексом «В» получила множество отличительных особенностей.

Первая проблема, с которой столкнулись разработчики — ухудшенная жёсткость кузова из-за упразднения боковых и задних стоек. Для устранения недостатка каждую панель оснастили собственным дополнительным усилителем. Рама осталась прежней — штампованно-сварная лестничного вида. К дверям «открытой версии» впервые предъявлялись критерии жёсткости.

За несколько лет, прошедших после выпуска классического варианта ЗиЛ-117, немного поменялись дизайнерские тенденции. Фаэтон получил четыре передние фары круглой формы, помещённых в квадратную рамку, покрытую хромом. Кроме этого, в дизайне появилась хромированная облицовка радиатора с рисунком и открытые арки задних колёс.

Устройство салона сохранили с седана. Салон отделан качественной кожей, которая служила долгие годы. Аппараты связи и пульты дистанционного управления снова поменяли дислокацию — их переместили в специальную консоль, которая находится между передними креслами.

Технические характеристики:

  • Длина — 5,7 метров;
  • Ширина — 2 метра;
  • Высота — 1,5 метра;
  • Колёсная база — 3,3 метра;
  • Клиренс — 17 сантиметров;
  • Вес — 3,3 тонны;
  • Объём двигателя — 7 литров;
  • Мощность — 300 лошадиных сил;
  • КПП — автоматическая;
  • Максимальная скорость — 190 км/ч;
  • Расход топлива — 18 литров на 100 километров.

Основное предназначение транспорта — демонстрация на парадах. Для этого его оснастили микрофоном и радиостанцией. Переднее пассажирское кресло убрали, ему на смену пришла стойка, за которую мог держаться стоящий человек. Кузов окрашивался в серо-зелёный цвет, тент в светло-серый. Завод имени Лихачёва собрал три экземпляра. Впервые на Красной площади появился в 1972 году, после этого участвовал во всех военных парадах до 1980 года. «В» заменили на ЗиЛ-41044. Техническое оснащение такое же, как у версии «седан».

Трансформации

Со временем были выпущены некоторые модификации, такие как Зил-117В — двухдверный автомобиль с открытым верхом, ЗИЛ-117Е — с экранизированием, ЗИЛ-117ВЕ — кабриолет с экранизированием. В одном экземпляре были собраны ЗИЛ-117М и Зил-117П — пятиместный с перегородкой.

ЗиЛ-117: технические характеристики, фото параметров кузова

Машина представляла собой седан с четырехдверным кузовом и салоном, рассчитанным на 7 человек (водитель+6 пассажиров).

ЗиЛ-117 технические характеристики фото

ЗиЛ-117 технические характеристики имеет следующие:

  • Масса машины – 2880 кг.
  • Расстояние (продольное) между осями задних и передних колес – 3300 мм.
  • Колея передних колес – 1603 мм.
  • Колея задних колес – 1663 мм.
  • Расстояние от дорожного полотна до самой нижней точки машины ­­– 170 мм.
  • Число цилиндров в двигателе – 8.
  • Общий объем цилиндров в двигателе – 6960 куб. см.
  • Мощность мотора – 303 л. с.
  • Система питания – карбюраторного типа.
  • Используемое топливо – Аи-95.
  • Емкость бака для бензина – 120 литров.
  • Тормозная система: на передних колесах – дисковая, на задних – барабанного типа, оборудованная гидро-вакуумными усилителями.
  • Коробка смены передач – автоматическая с тремя ступенями.
  • Предельная скорость – 200 км/ч.
  • Расход горючего на 100 км (усредненный показатель) – 19 литров.
  • Разгон машины с момента полной остановки и до 100 км/час – не более 13 секунд.

Гараж Константина Черненко

Из-за краткости нахождения у власти Константина Устиновича «свой» лимузин он не получил — ему достался андроповский ЗИЛ-41045, — а следующая модель — ЗИЛ-41047 — появилась только в 1985 году, уже при Горбачеве.

ЗИЛ-41045 (315 л.с.)

ЗИЛ-41045 — один из последних советских лимузинов, выпускавшихся для первых лиц СССР. Модель выпускалась всего два года: с 1983-го 1985-ый. По сути, это тот же ЗИЛ-4104 с немного обновленным дизайном кузова. Вдобавок убрали хромированные накладки с колёсных арок, а молдинг, идущий по порогу, перенесли выше — на двери, — изменили переднюю часть кузова — решётку радиатора и фары, — установили несколько иные задние фонари, ряд других внешних элементов, но в целом сам автомобиль остался прежним.

Технически все как на ЗИЛ-4105. Двигатель восьмицилиндровый V-образный, с углом развала 90 градусов и мощностью в 315 лошадиных сил. Автомобиль заправлялся исключительно на спецзаправках и только 95-ым бензином, но при необходимости мог поехать и на бензине АИ-76. Система зажигания шла с дублирующей аварийной цепью, что повышало ее надежность, также автомобиль имел два мощных аккумулятора. Заднеприводная трансмиссия состояла из автоматической трехступенчатой коробки передач с гидротрансформатором. Колеса были укомплектованы шестнадцатидюймовыми дисками и специальными покрышками, которые позволяли двигаться при пробитых колесах.

ЗИЛ-41051 (315 л.с.)

На базе модели 41045 была выпущена бронированная модификация, которая получила обозначение ЗИЛ-41051. Лимузин выпускался с 1984-го по 1985-ый год.

Примечательно, что в отличие от сталинского ЗИС-115, где 75-миллиметровые стекла поднимаются при помощи специальных гидравлических домкратов, на ЗИЛе такая возможность вообще отсутствует, а для быстрого открытия дверей требуется специально обученный человек — в одиночку справиться с дверью довольно тяжело.

Оснащение автомобиля

Оснащению ЗиЛ-117 мог бы позавидовать и современный автомобиль высокого класса. А по уровню роскоши и внутреннего комфорта, а также своим ходовым качествам он дал бы фору таким своим современникам, как Bentley и Rolls-Royce.

Если даже не брать в расчет то, что каждый будущий «владелец» машины мог заказать индивидуальную отделку салона, автомобиль обладал отличной заводской комплектацией, даже по современным меркам автомобилестроения.

Помимо мощного трехсотсильного двигателя, машина имела:

  • автоматическую КПП;
  • рулевое управление с гидроусилителем, причем рулевое колесо для удобства посадки водителя имело возможность откидываться;
  • кондиционер;
  • детермальные (теплопоглощающие) стекла с зеленоватым оттенком;
  • стеклоподъемники, оборудованные электроприводами;
  • дверные замки с центральной блокировкой;
  • подвеску колес, оборудованную системой, предотвращающей «клевки носом» при торможении, и уменьшающая крены кузова на поворотах;
  • АБС.

Шасси автомобиля базировалось на усиленной раме, обладающей высоким коэффициентом жесткости на кручение.

Источники

  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/zil-117/
  • https://gunsfriend.ru/zil-117-ustrojstvo-dvigatela-i-obzor-salona-avtomobila/
  • https://FB.ru/article/173565/zil—-vechno-jivuschiy-avtomobil
  • https://www.syl.ru/article/288895/new_zil—-shikarnaya-mashina-dlya-bolshih-lyudey
  • https://dar-web.ru/st_zil117_adaptiv.php
[свернуть]
Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть