Мотоцикл ИЖ-49

Содержание
- 1 История
- 2 Часто задаваемые вопросы
- 3 Модификации мотоцикла
- 4 Примечания
- 5 Начало выпуска
- 6 Подготовка к сборке
- 7 Комфорт посадки
- 8 Производство опытных образцов
- 9 Спортивные модификации
- 10 Внешний вид
- 11 Плюсы и минусы
- 12 Ремонт и тюнинг
- 13 «Болячки»
- 14 Двигатель
- 15 Силовой агрегат
- 16 Ходовые элементы
- 17 Модернизация
- 18 Сиденья
- 19 Первые модификации
- 20 Цена мотоцикла
- 21 «М-62»
- 22 Технические характеристики мотоцикла ИЖ-49
- 23 Раритетная ценность
- 24 Описание
- 25 Конструкция
- 26 Как создавался мотоцикл ИЖ-49?
История
После окончания Великой Отечественной войны из побежденной Германии в рамках репарационных соглашений были вывезены станки мотоциклетного завода Dampf Kraft Wagen (DKW). Акция была масштабной, в СССР попали целые производственные линии, и одно время советские инженеры не знали, что делать с уникальным немецким оборудованием. В конце концов было решено все технические средства направить в Ижевск, на .
После нескольких лет обустройства и выпуска пробной модели DKW NZ 350 стало ясно: немецкое оборудование вполне жизнеспособно. Заводские специалисты стали готовить технологическую линию для выпуска дорожного мотоцикла среднего класса. Энтузиасты советского автомотопрома старались создать эксклюзивный экземпляр с отечественными характеристиками. Однако немецкое оборудование так или иначе вынуждало специалистов следовать немецким технологиям.
Часто задаваемые вопросы
- От чего лучше подбирать запчасти? Оригиналов нет. Многое подходит от других советских мотоциклов. Самый популярный «родственный» донор – ИЖ-56, сам по себе тот ещё раритет, хотя некоторые узлы можно позаимствовать даже у первых Юпитера и Планеты.
- Можно ли на нём ездить вообще? Можно, конечно, но нужно ли? ИЖ 49 уже давно перешёл в класс техники, которую обычно возят от одной выставки до другой в прицепе.
- Существует ли в природе что-нибудь вроде сервис-мануала на эту модель? С моментом затяжки болтов и т. п.? Нет, семьдесят лет назад о динамометрических ключах никто и не слышал.
Модификации мотоцикла
- ИЖ-50. Производился в модификациях «А» и «Б», но обе они предназначались исключительно для соревнований, и не выпускались в гражданский оборот.
- ИЖ-51М. Версия для шоссейно-кольцевых гонок, сильно модифицированная, с экспериментальным двигателем. В наши дни увидеть её можно лишь в музее.
- ИЖ-54. Ещё один байк для ШКМГ, в природе в живом состоянии не встречается.
- ИЖ-55. Кроссовая модификация для профессиональных спортсменов.
Примечания
- С. Ю. Иваницкий, М. А. Поздняков, В. В. Рогожин.
Советские мотоциклы. — Москва: Машгиз, 1954. — 174 с. — 50 000 экз. - Б.Ф.Демченко, Г.С.Микрюков.
Мотоциклы с маркой Иж. — Москва: ДОСААФ СССР, 1982. — 160 с. - Сколько и каких Ижей // «За рулём» : журнал. — 1986. — № 10. — С. 8.
- Под ред. Питомец Л. А.
Краткое описание и инструкция по уходу за мотоциклом Иж-49. — г. Ижевск: Ижевский машиностроительный завод, 1951. - Г.И.Кукушкин, И.Г.Зотов, А.Н.Силкин.
Мотоциклетный спорт. — Москва: Физкультура и спорт, 1954.
Начало выпуска
В 1951 году запустили в серийное производство модель «Иж-49» — мотоцикл, созданный на базе немецкого прототипа. Машина в целом получилась удачной, за семь лет непрерывного выпуска она завоевала широкое признание. 49-й «Иж», мотоцикл с прекрасными характеристиками, был снят с производства в 1958 году, так как тогда уже начался выпуск мотоциклов нового поколения — «Иж-56». И вскоре последний 49-й сошел с конвейера.
Характерно то, что еще долгое время «Иж-49» доминировал на рынке. Его преемник, 56-й, успеха не имел. К тому же новый мотоцикл был неудачно сконструирован и буквально увяз в бесконечных доработках.
Подготовка к сборке
Подготовку к сборке можно разделить на два основных этапа: замер и при необходимости устранение осевого люфта копирного вала и проверка пригодности к дальнейшей эксплуатации подшипника вторичного вала.
Первый этап — замер и устранение осевого люфта копирного вала
Одеваем на копирный вал со стороны фиксатора — регулировочные шайбы. В моем случае регулировочных шайб было четыре, но у вас их может быть больше или меньше, а может и не быть… Отводим стопорную планку в сторону и устанавливаем копирный вал на свое место. На второй конец копирного вала одеваем штатную, упорную шайбу.
Укладываем на плоскость разъема крышки КПП новую прокладку (обязательно) на которую в дальнейшем вы будите окончательно собирать КПП и с положенным усилием затягиваем крепежные винты крышки КПП.
Переворачиваем двигатель и замеряем осевой люфт копирного вала, норма 0,2-0,4мм, но будет лучше, если вам удастся обеспечить осевой люфт на уровне не более 0,2мм. Регулировка осевого люфта осуществляется простым добавлением или убиранием регулировочных шайб.
Я произвожу замер люфта индикатором. Если у вас его нет — попробуйте замерить люфт штангенциркулем, если и штангенциркуля нет, так уж и быть — меряйте «на глаз»…
Второй этап: проверка на пригодность к дальнейшей эксплуатации вторичного вала
При обычных режимах эксплуатации — подшипник вторичного вала ходит достаточно долго. Но как бы мы не хотели и не старались, а он изнашивается. Оно бы ничего, если бы не безопасность: если у вас на ходу разлетится подшипник вторичного вала, а он обязательно разлетится, если его вовремя не поменять — КПП вместе с задним колесом клинит, причем намертво и вы шлифуете попой асфальт…
Осторожно, над каким-нибудь подносом вынимаем вторичный вал и внимательно осматриваем беговую дорожку подшипника вала, обоймы и сами ролики. На рабочих поверхностях подшипника и роликов не должно быть раковин, гранености, следов износа или перегрева. Дорожка должна иметь идеально ровную рабочею поверхность.
Пример беговой дорожки вторичного вала и обоймы в идеальном состоянии.
Для облегчения обратной сборки — нанесите на беговую дорожку какую-нибудь смазку, типа литола и аккуратно уложите ролики на дорожку и немного прокручивая вставьте вал в обойму. Как только шлицы звездочки упрутся в кромку сальника — тонкой отверткой по кругу поправьте кромку сальника и продвиньте вал до упора. И сразу же, чтобы вал не выпал — наденьте на него звездочку и закрепите ее гайкой.
Комфорт посадки
Так как мотоцикл ИЖ-49 (фото ниже) не относится к скоростным модификациям, его сидения спроектированы для максимально комфортной езды. Площадь посадки достаточно большая, рифленая поверхность, прекрасная амортизация. Она обеспечивается пружинами, установленными под пластиной, отвечающей за смягчение тряски и прием части нагрузки на себя.
Некоторые модификации оснащены задним пассажирским седлом с такими же характеристиками, но меньшего размера. На других моделях устанавливается обычная поролоновая подушка, обитая прорезиненной тканью.
Некоторые владельцы мотоцикла ИЖ-49 модернизируют заднюю «сидушку» под себя и родственников, дополнительно повышая комфортность посадки. Например, для ребенка резонно соорудить специальную устойчивую спинку. Для этого берут прочную основу, приваривают несколько стоек к основанию, в верхней части делают горизонтальную связку, служащую в качестве опоры. Вариантов тюнинга задней части множество. Особенно если подойти к этому делу творчески и с фантазией.
Производство опытных образцов
Производство опытных образцов мотоциклов (Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5) в мастерских «Мотосекции» на ижевском оружейном заводе в период 1928—1929 гг.
За считанные месяцы были разработаны, изготовлены и подготовлены к участию во Всесоюзном мотопробеге пять мотоциклов пяти различных моделей. Наиболее импозантными были мотоциклы — колоссы «Иж-1» и «Иж-2» с двухцилиндровыми V-образными двигателями рабочим объёмом 1200 см³ и максимальной мощностью 24 л.с. Для своего времени это были чрезвычайно оригинальные и передовые конструкции. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трёхступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом. Массивная штампованная рама и передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, были навеяны идеями конструктора Эрнста Нойманна-Неандера, с которым Можаров познакомился во время стажировки в Германии. Нижняя часть рамы служила также и корпусом глушителя — эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов первой серии. «Иж-2» отличался вентилятором для охлаждения двигателя и приводом на колесо коляски. «Иж-3» имел двухцилиндровый V-образный 750-кубовый двигатель «Вандерер», коленчатый вал которого был расположен поперечно, и привод на заднее колесо цепью, работавшей в герметично закрытом кожухе, заполненном маслом.
«Иж-4» — один из самых лёгких из пятёрки, отличался одноцилиндровым двухтактным двигателем «Шток» и приводом на заднее колесо валом.
«Иж-5», прозванный «Композиция», был создан с использованием агрегатов 500-кубового мотоцикла «Неандер», но с оригинальной передней вилкой и изменённой рамой.
Все эти мотоциклы приняли участие во Втором Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 года, и успешно прошли 3300 км — не только трассу пробега, но и расстояние от Ижевска до Москвы. После окончания пробега самая маленькая из экспериментальных моделей — «Иж-4» — был рекомендован для серийного производства. Однако «Ижстальзавод» получил более важный заказ, и первый опыт мотопроизводства не получил продолжения. Но Можаров на этом не остановился и перебрался со своей группой в Ленинград, где принялся за разработку лёгкого мотоцикла «Л-300» по документации, привезённой с немецкой фирмы DKW.
Спортивные модификации
В 1955 году началось производство нового семейства спортивных мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской.
- Иж-54
для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18-20 л. с. - Иж-55
для кроссовых и многодневных соревнований. Двигатель форсирован до мощности 16-18 л. с. за счёт повышения степени сжатия до 8-9, увеличения диаметра проходного сечения карбюратора и улучшения системы продувки. По ходовой части мотоцикл не отличается от базовой дорожной модели. Большое внимание уделено очистке воздуха и защите зажигания и карбюратора от воды. Воздух в карбюратор попадает через специальный приёмник, расположенный в задней части топливного бака. Выпускные трубы вместе с глушителями подняты вверх. Зажигание осуществляется от магнето , герметично закрытого алюминиевой крышкой. На мотоцикле установлены специальные кроссовые шины с глубоким рисунком протектора и гоночная подушка на заднем щитке.
Внешний вид
ИЖ (мотоцикл) 49, как указано выше, изготовлен в лучших традициях Ижевского завода. Его почти никак не отличишь от других, похожих моделей (ИЖ-1, ИЖ-350, ИЖ-56 и многих других). Среди общих признаков можно выделить топливный бак каплевидной формы. Он находится выше, чем сиденье (в отличие от более поздних экземпляров ИЖ). Руль невысоко поднят.
От этого руки сгибаются и не ложатся ровно. Двигатель не занимает много места. Один цилиндр все же! Водительское сиденье, к сожалению, плохое. У него много недостатков. Кресло маленькое, одноместное. Людям с большими габаритами трудно будет с него не свалиться, особенно на больших скоростях. К тому же сиденье жесткое, без каких-либо подкладок.
Плюсы и минусы
Указывая на сильные и слабые стороны какого-либо мотоцикла, сравнивать его надо с «одноклассниками», что особенно актуально при обзоре винтажной техники. Поэтому Иж-49 мы будем сравнивать с советскими байками, более-менее современными ему, а не с мототехникой XXI века, иначе будет трудно сохранить объективность.
Преимущества
- Высокая надёжность. Даже сейчас, спустя столько лет, эти мотоциклы продолжают ездить! Если, конечно, за ними следить должным образом.
- Ремонтопригодность. Если вы не ставите себе целью добиться 100% аутентичности, то вернуть старичка «сорок девятого» к жизни будет несложно с помощью других подходящих запчастей.
- Наличие боковой коляски. Большинство экземпляров выпускалось без неё, но это не значит, что нельзя найти коляску отдельно.
Недостатки
- Отсутствие запчастей. Найти их крайне трудно, а всё-таки встречающиеся в продаже б/у детали обычно стоят дорого.
- Возраст всех сохранившихся экземпляров. Самым молодым из них в 2021 году стукнуло уже шестьдесят два года.
- Отсутствие поворотников. Конечно, можно всегда показать направление поворота взмахом руки, но Иж-49 придётся оформлять, как особую раритетную технику, в противном случае у сотрудников ГИБДД возникнет масса вопросов к его конструкции.
Ремонт и тюнинг
Когда речь заходит о настолько древней мототехнике, её простота становится палкой о двух концах. С одной стороны, с подобной конструкцией разобраться сможет даже начинающий механик, а с другой, в ней применены некоторые специфические решения, которые могут изрядно удивить более опытного мотоциклиста, привыкшего к современным мотоциклам.
Ремонт
При желании отремонтировать в этом мотоцикле можно всё. Однако, надо иметь в виду, что всё это железо старше, чем его владелец, и относиться к нему надо бережно. Годы, к сожалению, берут своё, и случайно сорвать головку источенного многолетней коррозией болта легче, чем кажется.
Запчасти
Найти оригинальные запчасти на ИЖ 49 крайне трудно, так как они не выпускались с 60-х годов прошлого века. Кое-что подходит от других моделей Ижевского производства, да и в целом подобрать что-нибудь можно всегда. Однако, оригинальные узлы для реставрации придётся поискать, и они стоят дорого. В магазинах их не бывает, искать желательно на досках объявлений и на форумах владельцев советской мототехники.
Тюнинг
Попытку подвергнуть древний байк колхозному тюнингу вместо того, чтобы восстановить его до оригинала, нужно приравнивать к вандализму. Этот раритет хорош именно в оригинальном состоянии, и любые попытки «улучшить» его обречены на провал. Но те экземпляры Иж49, которые уже никогда никуда не поедут, сами иногда становятся донорами для других кастомов.
«Болячки»
В планетовской КПП болячек аж три штука:
- Течь масла из заглушки промежуточного вала
- Плохое зацепление шестерен на первой передаче
- Постоянное отворачивание болтов крепящих упор вала переключения передач
Проблема с течью масла я решаю очень легко и просто: вынимаю стопорное кольцо; извлекаю подшипник промежуточного вала, обезжириваю заглушку, стопорное кольцо, посадочное отверстие, затем наношу на наружную кромку заглушки герметик, ставлю ее на место и сразу же прижимаю ее подшипником и вуаля — течь устранена!
Вследствие заводской недоработки, шестерня-каретка включения первой-третьей передачи заходит своими кулачками в шестерню первой передачи не полностью, а лишь малой частью едва цепляя кулачками шестерню из-за чего быстро изнашиваются кромки и первая передача начинает выбивать.
На фото этот момент неплохо виден. У конкретно этой шестерни зацеп составлял не больше пары миллиметров. Вылечить эту «болячку» сложно: со стороны шестерни первой передачи нужно прошлифовать на 3-4 мм торец промежуточного вала и с помощью регулировочных шайб пододвинуть шестерню первой передачи к каретке. Другого пути я не вижу.
Болты крепящие упор в процессе эксплуатации постоянно откручиваются то ли от вибрации, то ли еще от чего — откручиваются и все тут, как их только не затягивай… Не помогают даже специальные контрящие шайбы. Я долго боролся с этим безобразием всеми известными мне традиционными способами и пришел к выводу, что лучше всего эту проблему решает красный фиксатор резьбы. Смело садите на него болты и избавитесь от этой проблеме раз и на всегда.
Двигатель
- Двигатель «Иж-49» двухтактный, одноцилиндровый;
- ход поршня — 85 мм;
- диаметр цилиндра — 72 мм;
- объем цилиндра — 346 куб. см;
- степень компрессии — 5,8;
- мощность максимальная — при 4000 об/мин 11,5 л.с.;
- система смазки — смесь масла с горючим в пропорции 1:25 для обкатанного мотора;
- охлаждение воздушное.
Конструкция двигателя позволяла его эксплуатацию в любых условиях: агрегат работал ровно и размеренно.
Картер мотора «Иж-49» блочный, состоит из двух продольных половин, в передней части размещается кривошипная камера с коленчатым валом, в задней секции — коробка передач. Кик-стартер и рычаг переключения передач находятся на одной оси, с левой стороны двигателя.
Силовой агрегат
Конструкция мотора мотоцикла ИЖ-49 позволяет использовать его практически в любых условиях, установка отличается размеренной и ровной работой. Картер двигателя – блочного типа, сделан из двух удлиненных половин. Во фронтальной части находится кривошипный блок с коленчатым валом, а в заднем отсеке – КПП. На левой оси размещен кик-пускач и рычаг переключения передач.
Мотоцикл ИЖ-49 (технические параметры мотора):
- Тип – двухтактный двигатель с одним цилиндром.
- Перемещение поршня – 85 мм.
- Размер цилиндра – 72 мм.
- Объем рабочий – 346 куб.см.
- Компрессия – 5,8.
- Мощность – 11,5 лошадиных сил при 4000 об/мин.
- Охлаждение – атмосферного типа.
- Смазка – смесь с топливом в пропорциях 1/25.
Ходовые элементы
Телескопическая вилка советского мотоцикла ИЖ-49 агрегирует с защитным щитком (крылом), там же приспособлен тросик спидометра и привод фронтального тормоза. В верхней части руля предусмотрена параболическая фара с встроенной системой зажигания и учетчиком скорости. В этом же отсеке расположены зеленая и красная лампочки, выполняющие роль индикатора электросети. На рассматриваемом мотоцикле не предусмотрен аккумулятор, схема функционирует от магнето.
Подвижка руля осуществляется в диапазоне 35 градусов в обе стороны. Колонка корректируется по высоте и фиксируется с учетом роста водителя. В правой части топливного бака имеется рукоятка ручного переключения скоростей, повторяющий ножной аналог. Оба варианта идентичны, мотоциклист выбирает максимально удобный для себя способ.
Модернизация
Рассматриваемая двухколесная машина сама по себе элегантна и станет украшением любой автомобильной коллекции. На современном рынке найти подобную модель практически нереально. Те редкие экземпляры, которые попадаются в продаже, для восстановления требуют практически полной переделки. Коллекционеры в погоне за этим экземпляром готовы отдать порядка трех тысяч долларов за единицу.
Счастливые владельцы раритета редко кардинально переделывают байк. Среди самых популярных инноваций – установка бесконтактного зажигания на мотоцикл ИЖ-49, вставка хромированных деталей, монтирование нового сидения. В общем, лучшей модернизацией указанной машины станет талантливо проведенная реставрация.
Сиденья
Поскольку 49-й «Иж» — мотоцикл не скоростной, его сиденья спроектированы для комфортной езды, площадь седла довольно большая, поверхность рифленая, с хорошими амортизационными свойствами, под пластиной смонтированы пружины, которые принимают нагрузку и значительно смягчают тряску. На некоторых мотоциклах заднее пассажирское сиденье такой же формы и с такими же параметрами, но меньше по размерам. На других экземплярах устанавливаются обычные поролоновые подушки, обтянутые плотной тканью.
Некоторые владельцы модернизируют заднее сиденье по вкусу своих постоянных пассажиров, чтобы друзьям и родственникам было комфортно. Для ребенка, который регулярно ездит на заднем сиденье, необходимо сделать спинку, примерно такую же, как у стула, но она должна быть прочнее. Материалом может послужить металлический пруток сечением 8-10 миллиметров. Несколько стоек привариваются к основанию, а по верху создается горизонтальная связка, которая будет играть роль опоры.
Разумеется, импровизированное детское сиденье должно быть съемным, чтобы при необходимости на пассажирское место мог сесть взрослый. Вариантов обустройства задней части может быть множество, все зависит от творческого подхода владельца.
Первые модификации
Мотоцикл ИЖ-49, фото которого представлено ниже, серийно начал выпускаться в 1951 году. В целом, машина на основе немецкого прототипа получилась довольно убедительной и практичной. За время выпуска байк завоевал популярность по всей стране, обладал достойными характеристиками. С производства технику сняли в 1958 году, на смену пришло новое поколение ИЖ-56.
Стоит отметить, что еще длительный период 49-й лидировал на рынке, поскольку его приемник был принят потребителем довольно прохладно. Во многом это связано с неудачной конструкцией 56-го, требующей бесконечных доработок и усовершенствований.
Цена мотоцикла
Никакой средней или хотя бы предсказуемой цены попросту нет, и быть не может. Всё зависит от продавца, его желания продать своё имущество, а также от состояния байка. Экземпляры в состоянии «ржавеет последние тридцать лет в сарае» с давно утерянными документами иногда продают за десять-двадцать тысяч рублей, а полностью отреставрированный и со всеми бумагами стоить будет уже несколько сотен тысяч. Впрочем, в случае с моделью ИЖ 49 мотоцикл стоит этих денег, так как он уже давно и вполне официально считается коллекционным раритетом.
«М-62»
В 50 — 60-х годах прошлого века советская милиция активно использовала в своей работе мотоциклы с коляской «М-62», которые выпускал Ирбитский мотоциклетный завод. Четырехтактный двигатель этой машины выдавал целых 28 «лошадей».
Кстати, обычным гражданам СССР эксплуатировать «Уралы» без коляски в то время не разрешалось. Дело в том, что эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция ездила на них и без колясок, что выглядело весьма круто.
«М-62» можно увидеть в фильме «Берегись автомобиля», особенно он был хорош в сцене погони за «двадцать первой» «Волгой», угнанной советским Робин Гудом Юрием Деточкиным.
Технические характеристики мотоцикла ИЖ-49
Ниже приведены основные тактико-технические параметры легендарной двухколесной машины:
- Длина/ширина/высота – 2,12/0,77/0,98 м.
- Сухая масса – 150 кг.
- Грузоподъемность по максимуму – 160 кг.
- Скоростной порог – 90 км/ч.
- Ходовой запас после одной заправки – около 180 км.
- Преодолеваемый брод по глубине – 0,3 м.
- Средний расход топлива – 4,5 л/100 км.
- Тормозной узел – барабанные системы на переднем и заднем колесе.
- Подвеска передняя/задняя – телескопическая вилка с пружиной и гидравлическим амортизатором/маятниковый элемент.
- Тип сцепления – мультидисковый блок в масляной ванне.
- Трансмиссия – четырехрежимная коробка передач с ножным переключением.
- Шины – 3,25/19.
- Привод – задний с роликовой цепью и передаточным числом 2,33.
Раритетная ценность
Мотоцикл «Иж-49» (фото, представленые на странице, демонстрируют его во всей красе) — достаточно элегантная машина из далекого прошлого, и она может украсить любую коллекцию автомототехники. Модель практически отсутствует на рынке. Если удается найти экземпляр, то чаще всего он восстановлению не подлежит. Мотоцикл «Иж-49», цена которого сегодня доходит до трех тысяч долларов, является мечтой многих ценителей двухколесных раритетов.
Тюнинг в большинстве случаев к «Иж-49» не применяется, так как это машина такого класса, когда лучше восстановить мотоцикл, чем видоизменять его в угоду фантазии владельца. Лучшей наградой хозяину будет талантливо отреставрированный мотоцикл «Иж-49». Фото машины, получившей вторую жизнь, станут памятью для потомков.
Описание
Модель ИЖ-49 представлена двуствольным внутрикурковым ружьем, стволы 16 калибра, расположение – горизонтальное. Стабильность боя обеспечивается двумя качественно спаянными стволовыми трубками с тройным запиранием на пару подствольных крюков. Совмещение бойков с курками жесткое. С того момента, как оружие поступило в продажу, многие охотники выражали недовольство, что жесткие бойки рвут капсюля, и только с 1953 г. ситуация изменилась – ружье ИЖ-49 получило курки с бойками возвратного действия. Взвод происходит в момент открывания ружья.
ИЖ-49 снабжен автоматическим предохранителем, защищающим от случайных нажатий. Предохранительная кнопка располагается на хвостовой части колодки. Курки спускаются плавно, на цевье имеется рычажная защелка. Ложе исполнено в пистолетном варианте. Для него и цевья в изготовлении использовали древесину грецкого ореха. Этот же материал шел на изготовление приклада на ИЖ-49, на котором ставилось заводское клеймо в виде геральдического щита, а внутри его находилась звезда.
Главное внешнее отличие ИЖ-49 состоит в том, что задняя часть колодки обрезана прямо, подушка в длину достигает 4.8 см. Сигнальные штифты, указывающие на то, что курки взведены, лежат на боковых плоскостях колодки, заключенные в оправки из латунного сплава.
Ружье ИЖ-49 с горизонтальным расположением стволов и замками в колодке и тройным запиранием ствольного блока создавалась на базе давно испытанной модели с ударным механизмом Энсон – Дили. Среди новинок, освоенных Ижевским заводом к середине двадцатого столетия, она заняла первое место по крупносерийному выпуску. Этому способствовало появившееся к тому моменту на заводе нужное оборудование для массовых выпусков.
В 1950 г, на выставке охоты и собаководства, проходившей в Москве, завод за организацию серийного производства ружья ИЖ-49 был награжден малой золотой медалью и дипломом первой степени.
Для разработки ИЖ 49 было взято за основу ружье Зауэр
Конструкция
На мотоцикле установлен одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой, с приготовлением рабочей смеси в карбюраторе и воспламенением её в цилиндре от электрической искры . Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъемом по средней продольной плоскости. Педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.
Переднее колесо вместе с тормозом, приводным редуктором спидометра и грязевой щиток крепятся к подвижной части телескопической вилки. На вилке укреплена фара, в корпусе которой вмонтирован спидометр, соединенный гибким валом с редуктором. Руль мотоцикла закреплен в кронштейнах верхнего мостика телескопической вилки, поворачивающейся на 35° в обе стороны. При этом руль может быть закреплён в удобном для водителя положении.
С правой стороны бензобака закреплен сектор рычага ручного переключения передач. При переключении передач педалью, рычаг перемещается в положение, соответствующее включенной передаче.
Малый вес неподрессоренной части и мало меняющийся вылет дают очень хорошую устойчивость и управляемость мотоциклу. Заднее колесо закреплено в вилке поперечной жесткости, которая эластично подвешена к раме на пружинно-гидравлических элементах. Колеса — легкосъёмные, невзаимозаменяемые.
Как создавался мотоцикл ИЖ-49?
После окончания Второй Мировой войны из Германии, согласно плану репарации, были вывезены мощности мотоциклетной компании Dampf Kraft Wagen. О масштабах акции свидетельствует тот факт, что в СССР попали практически готовые производственные конвейеры, при этом советские инженеры не умели работать с немецким оборудованием. В результате все технические средства поступили на завод Ижмаш.
Несколько лет потребовалось ижевским конструкторам для наладки станков и выпуска пробной модификации DKW NZ-350. После этого стало понятно, что привезенное оснащение вполне рентабельно и жизнеспособно. Заводские инженеры начали разрабатывать технологическую карту для изготовления дорожного мотоцикла среднего класса. Советские энтузиасты-разработчики были нацелены на создание оригинального экземпляра с отечественными параметрами, хоть и оборудование вынуждало специалистов применять немецкие технологии.
- https://k-SportRacing.ru/skutery/izh-49.html
- https://TrueScooters.ru/moto/izh-49-motocikl.html
- https://moto163.ru/motocikly/izh-49-motocikl-tehnicheskie-harakteristiki.html
- https://CoptersWorld.ru/motocikly/izh-49-motocikl-foto.html
- https://kvadrocikly-stels.ru/snegohody/izh-49.html
- https://www.syl.ru/article/380497/ij—mototsikl-foto-tehnicheskie-harakteristiki-tyuning-otzyivyi-vladeltsev
- https://www.nastroy.net/post/ij—mototsikl-foto-tehnicheskie-harakteristiki-tyuning-otzyivyi-vladeltsev