Не было бы счастья, да несчастье помогло

История создания

Разработка началась примерно в конце 60-ых годов. Если Московский автозавод пошел по пути наименьшего сопротивления и просто слегка модернизировал свой же “седан”, то Ижевские специалисты подошли к выполнению задания более творчески. Пускай за основу они взяли тот же автомобиль, что и МКМА, они его значительно перекроили. Задняя половина кузова была создана практически с нуля, ее оснастили новым жестким каркасом, увеличили площадь рабочего места, усилили подвеску. Верх у фургона сделали съемным, чтобы при надобности машину можно было трансформировать в пикап. Аналогов подобному авто в СССР не было.

Иж-2715 “Каблук”. Не было бы счастья, да несчастье помогло
Мини модель автомобиля

В 70-71-ом годах проводились заводские и государственные испытания. Специалисты комиссии посчитали, что работники Ижмаша достойно справились с положенной на них задачей. В 72-ом году было запущено конвейерное производство.

Технические характеристики

Грузоподъемность 2715-ки — 450 кг плюс два человека в кабине. Водители, регулярно пользовавшиеся авто для перевозок, говорили, что машина без проблем выдержит вес около тонны. Главное — не давать такую нагрузку регулярно. Сиденья в кабине были раздельные.

Мнение экспертаИсаак Якович ЗельдерСоветский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.Водителю, как главному в машине, сделали возможность регулировать высоту подголовника и уровень наклона спинки сиденья. 2715-ка имела два варианта двигателя, объемом в 1,5 литра каждый. Только один имел мощность в 75 л.с., а другой — в 67. Впрочем, особой разницы это не давало, только если кто-то хотел поучаствовать в ралли или скоростном забеге.

Максимальная скорость — 125 км/час, разгон до сотни — за 19 секунд, что очень недурно для машины, перед которой ставили совершенно другие цели. Объем бака в 46 литров позволял в городских условиях покрывать до пятиста километров без дозаправки.   

Дядя, дай порулить!

Вновь я нарушаю традиции ретротеста, где обычно в конце материала идёт речь о возможностях нынешней эксплуатации тестируемого авто, да и как быть иначе, если я застал именно за работой этот весьма почтенный экземпляр! Я уже ответил на вопрос о его дееспособности и профпригодности, да?

Главное, заинтересовать человека и проявить уважение к плоду его труда – автомобилисты со стажем знают, что такое содержать двадцатилетний «ижик» в отличном состоянии. И вот я уже за рулём. Теперь новая проблема. Если машина до сих пор в регулярной эксплуатации, то как оценить ездовые свойства? Сделать скидку на возраст или произвести только жёсткий анализ с точки зрения сегодняшнего потока? Истина конечно же, как всегда, где-то посередине. Чтобы не быть голословным, опять немного истории. Нет, не той автомобильной истории, которая в учебниках, музеях и партворках, а, так сказать, выборки из практикумов и гаражных дискуссий периода «застоя-перестройки». Это что-то вроде блогов и «ЖЖ» сегодня.

Пол грузового отсека не идеален: колёсные арки, кожух горловины топливного бака и прочая технологическая мелочь безбожно крадут пространство
Эта версия «каблучка» – грузопассажирский Иж-27156, но на двух неудобных откидных лавочках, расположенных вдоль бортов, далеко не уедешь!
Эта версия «каблучка» – грузопассажирский Иж-27156, но на двух неудобных откидных лавочках, расположенных вдоль бортов, далеко не уедешь!
Эта версия «каблучка» – грузопассажирский Иж-27156, но на двух неудобных откидных лавочках, расположенных вдоль бортов, далеко не уедешь!

Так вот, с появлением итальянских «автомобилей года», с 1970-го успешно тиражируемых в нашей многострадальной стране, позиции «Москвича» с точки зрения конкуренции, если о таковой вообще можно было рассуждать, здорово потеснились. «Жигули» были просторнее в салоне, динамичнее, но …значительно дороже по всем статьям. И в покупке, и в содержании. Дефицитные запчасти, сумасшедшие очереди. «Москвич» был менее презентабельным, тесноватым, но более крепким в отношении ходовой части и более всеядным в плане низкооктанового топлива. Словом, то, что плохо для легковушки, как раз на руку «коммерческому» (тогда ещё не знали таких терминов) авто, за исключением тесноты, конечно. Так ведь и кузов в нашем случае немного другой!

А вот теперь после короткого экскурса я скажу про посредственную динамику и «ватные» тормоза, бестолковую и тугую педаль сцепления и тонкий-претонкий руль огромного диаметра, естественно, без какого-либо усилителя. Рычаг простенькой 4-ступенчатой КП, хоть и расположен достаточно удобно, не балует короткими ходами и чёткой избирательностью, но и ошибиться, промахнувшись мимо нужной передачи, невозможно.

Модификации «пирожка»

Помимо базовых моделей ИЖ-2715 в кузове фургон, и ИЖ-27151 – пикап, выпускавшихся вплоть до 1982 года, автозавод выпустил:

  • ИЖ-2715-01 – цельнометаллический фургон с обновленным, оригинальным внешним видом.
  • ИЖ-27151-01 – пикап с такими же внешними обновлениями, как и у фургона.
  • ИЖ-27156 – грузопассажирская модель, рассчитанная на перевозку шести человек. Для этого в грузовом отсеке предусматривались две откидные двухместные скамьи, закрепленные на бортах.Москвич ИЖ-2715

Во всех модификациях ИЖ-2715 технические характеристики оставались неизменными.

Описание машины

Все автомобили, которые сошли с конвейера до 1982 года, принято относить к первому поколению. Отличить их от последующих моделей можно было по решетке радиатора, унаследованной от московских машин, наличию угловых форточек в окнах дверей, а также выпирающим дверным ручкам.

Начиная с 1982 г. было налажено производство второго поколения «Москвичей», уже с новой, разработанной непосредственно в Ижевске радиаторной решеткой, современными дверными ручками (утопленными), а также окнами без форточек. Кроме того, автомобиль приобрел новый капот.

Что касается кузова, то завод выпускал две базовые модификации: ИЖ-2115, который представлял собой фургон с двумя вертикальными задними дверьми, и ИЖ-2715 пикап – у него над грузовой частью не было крыши, а задняя дверь располагалась горизонтально и открывалась сверху вниз.

Автолегенды СССР

В кабине новой машины устанавливались два раздельных сиденья. Водительское кресло можно отрегулировать по расстоянию до руля и высоте, а также наклону спинки. За откидывающимся пассажирским сиденьем размещалось запасное колесо.

Технические характеристики ИЖ-2715 на одной и той же модели могли отличаться, так как автомобили комплектовались двумя разными модификациями двигателей: УЗАМ-412Э – 75 л. с. или более слабый УЗАМ-412ДЭ – 67 л. с. Причем, несмотря на разницу в мощности, объем у моторов одинаков – 1487 л. А дело было в том, что малосильный УЗАМ-412 ДЭ работал на более дешевом бензине А-76.

У него много имён

В разных регионах страны Иж-2715 получил множество прозвищ, так что знаменитое «каблучок» отнюдь не единственное… Вот несколько примеров:

  • Удмуртия – грузопас, пирожок;
  • Мордовия – сапог, сапожок;
  • Челябинская область – шиньон.

Для простого советского обывателя термин «каблучок» с начала семидесятых однозначно ассоциируется с фургончиками или небольшими грузовичками на шасси «412-го» «Москвича» – других в Союзе просто и не было. Немногочисленные грузовые фургоны, производимые силами авторемзаводов на шасси «Волги» или предыдущих поколений «Москвичей», особой погоды не делали, особенно после того, как ижевский автозавод приступил к массовому производству Иж-2715. Ностальгические воспоминания об этом, совсем недавно широко распространённом автомобиле, навеял неплохо сохранившийся, по-хозяйски ухоженный и даже немного доработанный сей экземпляр кирпично-красного цвета, многочисленные родственники которого, казалось, совсем недавно стихийно исчезли с улиц наших городов. Заслуженно или преждевременно? Я решил для себя ответить на этот вопрос, тем более что в юности среди моих личных автомобилей был не один «Москвич»…

По современным представлениям удобно устроиться за рулём здесь непросто. Но в то время многим такой интерьер нравился
Наружные зеркала последних выпусков оригинальные

Потомки неблагодарные

Судьба автомобильного производства в Ижевске в новом тысячелетии складывалась нелегко. С большим опозданием на конвейер попал Иж-2126, соответственно на смену Иж-2715 пришёл преемник Иж-2717 с увеличенным грузовым отсеком и новым базовым автомобилем «Ода». История каких-то пяти лет. Против тридцати «с хвостиком», что продержался на конвейере «2715-й», и сегодня на провинциальных российских дорогах его встречаешь чаще, чем «наследников». Значит, труд ижевских конструкторов не был напрасным. Сегодняшний рекламный слоган этого несправедливо забытого фургона из Удмуртии мог бы звучать так: «ОН НИЧЕГО НЕ СТО’ИТ, НО ЗАРАБАТЫВАЕТ ДЛЯ ВАС»…

Благодарим за помощь в подготовке материала автомобильный клуб «Москвич» и лично Виктора Журлова

Заслуженный долгожитель

Автомобили ижевского автозавода конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века, в основе которых лежала конструкция АЗЛК 1969-го года, хоть и подвергались многочисленным модернизациям, безнадёжно морально устарели, а запуск производства новой модели Иж-2126 «Орбита» отчаянно буксовал. После окончания эпохи дефицита и перехода нашей страны к рыночным отношениям спрос на легковой седан модели Иж-412ИЭ упал почти до нуля. Но рост малых предприятий, кооперативов, мелких торговых точек сделал недорогой и неприхотливый фургон модели 2715 крайне востребованным. И завод в начале 90-х только наращивал его выпуск и даже на скорую руку разработал грузопассажирскую версию. Правда, без шумоизоляции и нормального отопления. Да, сегодня это звучит смешно, но… позвольте, а чем вы были заняты в то самое удивительное время? Кто-то ответит, что он ещё и не удосужился появиться на свет, тем более любопытно нынешнему автомобилисту познакомиться с некой сказкой-былью, воплощённой в образе ижевского грузового «Москвича».

Крепление запасного колеса за пассажирским сидением
Конструкция штатных замков и механизмов открывания дверей фургона

Эксплуатация

Как можно догадаться, машина быстро обрела популярность. Из-за необычной формы, в народе ее быстро прозвали “Каблуком”. И прозвище это было нежное, с любовью, а не с презрением, как к какому-то непутевому мужу.

Иж-2715 “Каблук”. Не было бы счастья, да несчастье помогло
Иж-2715 ’11

Дачники быстро оценили удобство при поездке далеко за город. Владельцы небольших продуктовых или хозяйственных магазинов предпочитали ИЖа конкурентам из-за меньшего потребления бензина и большой вместимости. Некоторым просто нравилось, как она смотрится в виде пикапа. Видок то действительно был стильный.

Чтобы не повторять ситуацию с “Москвичами”, Иж-2715 практически не экспортировали. Разве что в страны соц.блока в качестве гуманитарной помощи.

Кстати, кто-то может не знать, что у авто было и другое прозвище — “пирожковоз”. Можно догадаться, что именно он перевозил. Под конец 70-ых пирожки и прочие малые грузы транспортировали к точкам назначения исключительно на “каблучках”. Из-за такой всеобъемлющей популярности, он вскоре вытеснил всех конкурентов, включая и универсал “Москвича”.

Два поколения Иж-2715

Первое поколение охватило период с 1972 по 1982 года. Фронтальная часть была взята от Москвича-412. На предназначенные для продажи за границу модели ставилась облицовка и фары от модели ИЖ-2125, созданного на том же заводе.

В 1982 году обновилась вся модельная линейка, на новых моделях появился другой капот, круглые фары заменили квадратными, боковые стекла остались без форточек.

У кузова ИЖ-2715 было две базовые модификации: фургон с вертикальными задними дверьми и пикап, у которого убрали крышу, а дверь сделали горизонтальной.

В кабине устанавливались раздельные сиденья, за ними находилось запасное колесо. Из-за того что автомобили комплектовались разными модификациями одного двигателя, технические характеристики могли заметно отличаться.

Назначение и популярность

Иж-2715 — один из первых моделей автомобилей с несущим кузовом в нашей стране. В паспорте действовало ограничение на грузоподъемность: до 450 кг, однако, судя по рассказам владельцев, машина выдерживала крупные перевозки весом до 1 тонны. Только при постоянной перевозке тяжёлых грузов кузов начинал показывать признаки «усталости»: проседал, поскрипывал и требовал ремонта.

«Пирожок» использовался для перевозки некрупных партий груза. Например: проектная документация различных институтов, занимающая несколько больших коробок. Вместительный и простой в обслуживании, новый автомобиль стал крайне популярным не только в среде грузоперевозок, но и у простых обывателей, которые с удовольствием использовали автомобиль для передвижения и перемещения собственных грузов.

« Каблук », « пирожок » и « пирожковоз »

Машина получила несколько забавных прозвищ благодаря своему необычному внешнему виду. Из-за формы «Ижа» в народе окрестили «каблуком». А после того, как автомобиль стал использоваться преимущественно для развоза хлеба и кондитерских изделий его стали называть «пирожком» или «пирожковозом».

Модификации ИЖ-2715

За свою долгую историю «каблук» претерпел большое количество изменений и модификаций. Убирали «будку», превратив машину в пикап, увеличивали количество пассажирских мест до шести, вставив окна в задний отсек и установив откидные сидения. Разрабатывали также эксклюзивный вариант этой модели с увеличенным кузовом для экспорта в Панаму и Финляндию.

Подробнее о каждой модификации:

  • ИЖ-2715 – легкий фургон с двойной задней дверью. Даты выпуска: с 1972 по 1982.
  • ИЖ-27151 – модификация в лёгкий пикап. Появился на свет в 1974, перестали выпускать в 1982.
  • ИЖ-2715-01 – «пирожок» превратился в цельнометаллический фургон для перевозки большего по объёму и весу груза. Производили с 1982 по 1997.
  • ИЖ-27151-01 – пикап без «будки». Выпускался с 1982 по 1997.
  • ИЖ-27156 – превращение модели для грузоперевозок в грузопассажирский шестиместный вариант. Были добавлены два откидных сидения и окна внутри кузова.
  • ИЖ-27151 «Elite PickUp» — модификация для экспорта в другие страны. Как и большинство других моделей, его разработали в 1982 году и сняли с производства в 1997.

По сути, мы можем объединить различные варианты внешнего вида машины в четыре группы:

  • боковина будки автомобиля располагает тремя рёбрами жесткости, на кузове рёбра отсутствуют, бампер и радиатор хромированные, а задние двери гладкие. Вместо заднего бампера — трубка из трех частей;
  • было добавлено одно ребро на кузов. Радиатор и бампер красили в цвет автомобиля;
  • на кузов и переднюю часть будки добавили еще по одному ребру жесткости. Передний бампер укрепили. На задний поместили две трубки по бокам;
  • ребра добавили на переднюю часть будки и задний бампер, полностью убрав трубки. Радиатор и оба бампера окрасили в цвет автомобиля.

С позиции тест-драйва

С сегодняшних позиций я бы отметил отличный обзор из-за практически вертикальных передних стоек и панорамного ветрового стекла, но характерный для конструкций на базе легкового кузова недостаточный диапазон регулировки водительского сиденья: мешает задняя стенка, неровный пол грузового отсека, мешают колёсные арки, скудная приборная панель, слишком «длинная» трансмиссия при отсутствии подхвата у двигателя с низов. Естественно, что попытки управлять этим автомобилем на грани скольжения для оценки устойчивости и управляемости в предельных режимах не предпринимались, ввиду безумности самой затеи со всех ракурсов.

Под капотом двигатель Уфимского моторостроительного завода – УМПО-412 или УЗАМ-331. Обратите внимание на иную конструкцию термостата в отличие от московских моделей

Вот ведь парадокс: нашёл кучу недостатков, но они все не мешают нормально работать даже в наши дни. Просто нынешний рынок готов нам, потребителям, предложить вполне доступные, современные, экономичные и безопасные авто, лишённые многих недостатков Иж-2715. Зато те, немногие из выживших «ижей» до сих пор вполне пригодны для малого бизнеса в условиях не очень напряжённого дорожного движения, недороги на вторичном рынке и в содержании, обладают легендарной, почти «военной» ремонтопригодностью, а полезный объём грузового отсека и грузоподъёмность и вовсе никто не отменял! Хоть и не рассчитан грузовой отсек на европалеты, но лопоухие колёсные арки так и вовсе обязательная деталь даже многих нынешних зарубежных конкурентов. Да, здесь отсутствует не только дисплей бортового компьютера, но и тахометр. Зато чтобы вернуть к жизни заглохший автомобиль, совсем не обязательно отправляться к дилеру на эвакуаторе: почти всегда достаточно заменить или очистить подгоревшую контактную группу в трамблёре, или, например, продуть каналы в карбюраторе при помощи шинного насоса! А такие узлы, как трамблёр и бензонасос, всегда можно взять с собой в дальнюю дорогу и поменять в считанные минуты прямо на обочине, даже не выбившись из запланированного графика движения.

Последние годы выпуска модели – бампер вместо хромированного окрашен в цвет кузова: так дешевле
Рессорная задняя подвеска

Источники

  • https://oSSSR.ru/technic/avto/izh-2715-kabluk/
  • http://www.gruzovikpress.ru/article/10761-retrotest-kabluchka-ij-2715-ij-kakoy-gruzovoy/
  • https://FB.ru/article/324505/ij—tehnicheskie-harakteristiki-opisanie-modifikatsii
  • https://vazweb.ru/info/iz-2715-pirozok.html
[свернуть]
Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть