Сестра Франкенштейна Волга 3105

Грандиозные планы

В Советском Союзе любили планировать светлое будущее, и эта тенденция зацепила и начало 90-х. В те времена каждая новая выставка демонстрировала грандиозные планы отечественного автопрома, за которыми скрывались только пустые фантазии.

Больше других хвастал Горьковский автозавод. Автомобилистов раз за разом тешили новостями о скором выходе совершенно новой «Волги», разработки которой находятся уже якобы на финальной стадии, и остается потерпеть совсем чуть-чуть. Горьковские инженеры обещали, что после того как Волга встанет на конвейер, они будут доводить до ума концепты внедорожника и пикапа.

Но заканчивалось все одинаково – перспективные разработки умирали, а уже морально устаревшую двадцать четвертую модель дополняли парой деталей и возвращали на рынок. Автомобилисты вполне заслуженно считают, что ничем хорошим те годы для автопрома не значатся.

И Волга 3105 также кажется одним из обреченных на провал проектов, воплощенных на скорую руку. Особенно по происшествию стольких лет. Но на самом деле это была серьезная масштабная разработка, которую можно сравнить с нынешним запуском Lada Vesta, когда тольяттинские инженеры сделали действительно новую модель, а не просто еще одну вариацию на тему «восьмерочной» платформы.

Согласно задумке, в новое семейство должно было войти сразу три седана:

  • переднеприводный 3103;
  • заднеприводный 3104;
  • удлиненный 3105 с полным приводом и восьмицилиндровым двигателем (такая себе люксовая версия).

В 1985-1986 годах начинаются активные разработки: проектируется новый четырехцилиндровый двигатель (потом он станет известным ЗМЗ-406), макетируются кузова. В 1987 году появляются первые ходовые прототипы с экзотическим даже для иномарок решением: очень низкой линией остекления и окнами, разделенными надвое, с открывающимися только нижними половинками.

Возможно, это и выглядело невероятно стильно для тех времен, но с точки зрения удобства такое решение было сомнительным. Потому в результате от такого формата стекол отказались.управление ТС

Технические характеристики

Силовой агрегат

Специально для нового седана решили создать новый двигатель. Под капот седана установили V-образную восьмерку, работающую на бензине. Агрегат имел 3.5-литровый объем и выдавал 170 лошадиных сил.

Головки цилиндров вместе с поршнями делались с применением алюминиевого сплава, а сам блок цилиндров являлся безгильзовым чугунным. Коленвал вращался в 5 коренных подшипниках и снабжался наличием гасителя крутильных колебаний.

Двухрядная цепь имела гидравлический натяжитель и вращала распределительные валы из чугуна (по одному – на каждую голову цилиндров). Привода клапанов осуществлялись сквозь толкатели гидравлического типа, которые имели автоматическую компенсацию зазора.

ГАЗ-3105 двигатель

Привод навесных агрегатов мотора имел многоклиновый ремень сквозь натяжной и промежуточный ролики. Система зажигания представлялась бесконтактным механизмом, где был магнитоэлектрический датчик и ограничитель предельной частоты вращения силового агрегата (6 000 – 6 100 оборотов в минуту).

Когда стоял такой двигатель ГАЗ 3102 максимальная скорость составляла 200 км/ч, а первая сотня достигалась всего за 11 секунд.

Трансмиссия

Синхронизировать подобный мощный силовой агрегат решили вместе с пятиступенчатой механической коробкой переключения скоростей с сухим однодисковым сцеплением, какое фиксируется диафрагменной пружиной.

Главная передача располагалась внизу, слева от мотора. Момент на нее передавался с вторичного вала пятиступки по цепи Морзе. Дабы сделать равную длину приводных валов, картер главной передачи сделали несимметричным, где был удлинитель, какой проходит под силовым агрегатом.

Применялась система полного привода. Коробка имела общую масляную ванну вместе с передним ведущим мостом и межосевым дифференциалом.

Подвеска

Все подвески были независимыми. Установленная впереди имела пару поперечных рычагов, где расположенный вверху вынесли высоко вверх и наружу, так что верхняя шаровая опора оказалась над колесом.

Оси качания рычагов не являются параллельными. Сам двигатель вместе с нижними рычагами закреплялся к подрамнику, какой в свою очередь, закреплялся к кузову сквозь подушки, какие были упругими.

Косые рычаги подвески тоже закреплялись на подрамнике. Подобную схему считали надежной, а также она обеспечивала плавность хода, что весьма требовательно для машин подобных классов. Подвеску поставили известной мировой компании McPherson. Седан получил передний и задний стабилизатор поперечной устойчивости.

Рулевое управление

Оно имело на ГАЗ-3105 гидравлический усилитель рулевого колеса, а также оно было интегрировано в реечный механизм.

Колонка руля, какую можно регулировать по углу наклона и длине, получила электрический поглощающий элемент. Управление таким автомобилем весьма удобное и несложное.

Разработка 3105 – принципиальные отличия от старой Волги

Если обратиться к истории и разобраться, то оказывается, что ГАЗ-3105 – это не наспех слепленное дитя девяностых. Большинство работ по конструированию и дизайну были проведены еще во времена СССР, и тогда на данный проект выделялось достаточно финансирования.

И финансировать было что, ведь новая разработка не имела ничего общего с прежними Волгами. Новинка предусматривала:

  • независимую подвеску McPherson по кругу;
  • дисковые тормоза на двух осях;
  • принципиально другая трансмиссия;
  • реечное рулевое управление с гидроусилителем;
  • новый тип двигателя.

Как говорят специалисты, перейти на такие технологии после неразрезных мостов, шкворней и рессор – это все равно, что наладить производство телефонов на калькуляторном заводе. И поэтому логично, что разработки велись и тестировались так долго.

ГАЗ-3105 делали с оглядкой на самые эффектные иномарки того периода, в частности, достаточно много позаимствовано с Audi 100. При этом конструкторам удалось избежать прямого копирования западной модели. Скорее, это как вольный пересказ хорошо изученной темы, но в деталях проект был полностью оригинальным.

Событие, предопределившее печальную судьбу ГАЗ-3105

В 1988 году в рамках борьбы с привилегиями Михаил Горбачев выдает распоряжение, в котором говорится о прекращении выпуска машины представительского класса «Чайка» ГАЗ-14. Вместе с этим уничтожается все производственное оборудование.

Также руководство завода получает распоряжение отложить разработку условно народных 3103 и 3104 и сосредоточиться исключительно на Волге 3105. Именно эта модель должна была стать новой служебной машиной для чиновников.

Это и стало первым серьезным ударом, который подкосил ГАЗ-3105. Вместо оптимизации Волги, новой конвейерной оснастки и подготовки проекта к массовому производству, начинается работа на мелкотиражный выпуск. Наладить его планировалось на освободившихся мощностях Чайки.

Разработку самого автомобиля это не слишком сильно затормозило. Десяток прототипов Волги 3105 наматывает километраж, проходит испытания. Конструкторы трудятся над усовершенствованием созданного с нуля восьмицилиндрового двигателя и диковинной полноприводной трансмиссии. Сделана она была по аналогии с немецкой Quattro – в одном корпусе умещалась пятиступенчатая механическая коробка передач, центральный дифференциал и главная пара. Тяга с трансмиссии передавалась на переднюю ось через полый вторичный вал.

Но в скором времени наступает второй тяжелейший удар, который оказался фатальным для производства данной машины. Вместе с развалом СССР оборвалось и финансирование проекта, а потому далее судьба 3105 складывалась не лучшим образом.водитель за рулем

Тест-драйвы новой «Волги»

К 1992 году Горьковский автозавод полностью подготовил к выпуску машину «Волга 3105». «Крайслер», однако, передал еще в 1988 году в СССР некоторые свои наработки, которые позволили сделать это авто столь мощным и вместе с тем безопасным. В течение года новенькая модель проходила постоянные тестирования, которые подтвердили ее высокий уровень безопасности, прекрасные ходовые характеристики, отличную маневренность и, конечно же, красивый дизайн, который понравился всем представителям правительства. Также на протяжении 1992-1993 годов было произведено 15 однотипных авто, которые постепенно поступали в продажу. Популярность, завоеванная новой «Волгой», была весьма велика, однако такой же большой была и ее стоимость.

волга 3105 крайслер

Компоновка, которая решила все

Считается, что ГАЗ-3105 – единственная машина, произведенная в СССР, которая обладала столь удачной и выгодной компоновкой: регулируемая колонка, усилитель рулевого управления, шесть динамиков, которые располагались внизу дверей авто и в задней части салона. Также был установлен полный электрический пакет, который включал в себя не только центральный замок и стеклоподъемники, но и передние сидения, а также задний диван, автоматическое отключение подогрева по достижении заданной температуры в салоне. Эта была первая машина тогда еще в Союзе, в которой была система не только обогрева и вентиляции, но и кондиционирования воздуха. Немаловажным аспектом была возможность монтажа радиотелефона, пользоваться которым можно было как с переднего, так и с заднего сидения. Ну, и напоследок пару слов о дизайне салона. В интерьере нет ни единой прямой линии, ни единого острого угла. Тут все только мягкое и плавное, округлое, без резких переходов и контрастов.

газ 3105 волга фото

Судьба Волги 3105 после распада Союза

Полный цикл работ над ГАЗ-3105 попросту не мог быть завершен без государственного финансирования, которое прекратилось с развалом Союза. Проект замер на том этапе, до которого успел добраться. Но даже в таком виде машина оказалась настолько привлекательной, что новое руководство страны в лице Ельцина и Немцова дает зеленый свет производству. В 1994 году президент России подписывает распоряжение, согласно с которым в течение двух лет ГАЗ обязан выйти на стабильное производство Волги 3105. Планировалось выпускать 250 моделей ежегодно.

На практике же ситуация была не столь радужной. Спустя два года производства с конвейера сошло менее сотни автомобилей, хоть по логике их должно уже было быть около 500. Так произошло потому что распоряжение Ельцина не было подкреплено никакими деньгами, а потому все такие Волги собирались буквально из того, что было.

На одном из показательных экземпляров первой сотни стекло правой фары согласно маркировке было сделано еще в СССР, а стекло левой – уже в России. Центральная консоль была собрана из грубых обрезков разного по фактуре пластика. Одна из кнопок на панели управления имела непонятное назначение и была буквально обтесана напильником. Кожух рулевой колонки был перекошен, а слева намертво приклеили бутафорскую рукоять, которая «предназначалась» для коррекции фар. Под панелью даже обнаружился тумблер экстренного выключения массы, который устанавливался на тестовых прототипах, но никак не на серийных моделях.

На пробке бензобака, бачке омывателя и ключе зажигания красовалась надпись «Лада». Кнопочный блок климат-контроля был установлен с Lancia Thema, а подрулевые переключатели сняли с Ford Scorpio. Роскошные на то время передние сидения с электроприводами, подогревом и памятью позаимствовали в Volvo 940. Кроме того, инженеры не успели разработать собственную рулевую рейку и ШРУСы, потому на всех экземплярах 3105 использовались детали от Audi 100.

Внешний вид машины

Теперь рассмотрим, почему машиной бизнес-класса для чиновников начала 90-х годов являлся именно ГАЗ-3105. «Волга» (фото представлены в статье) всегда считалась наиболее презентабельной и престижной машиной в Союзе, которая стоила достаточно дорого и при этом выглядела весьма привлекательно. В то же время ее технические характеристики были высокими, что нередко после небольшого тюнинга позволяло выставлять авто на гонки. Модель 3105, которая вышла в 1992 году, имеет универсальное строение кузова, у которого есть что-то общее одновременно с «Ауди» и с некоторыми классическими вариантами американских авто. Элегантный дизайн, мягкость линий и общая обтекаемость кузова создают престижный и дорогой внешний вид. Кстати, чаще всего такую «Волгу» окрашивают в черные тона. Именно в таком цвете с 1987 года и до сих пор один из концептов хранится в музее ГАЗ в городе Горьком.

волга 3105 фото

Интерьер

Удивлялись не только экстерьеру ГАЗ-3105, но и внутреннему убранству модели. Например, было наличие регулировки колонки руля по вылету и наклону, различные (даже электрофицированные) настройки кресел с опцией запоминания и подогрева, системы климат-контроля с опцией поддержания заданного температурного режима, который не зависел от условий за бортом, акустической системы с 6 колонками, гидравлического усилителя рулевого колеса с рулевой рейкой.

ГАЗ-3105 салон

Салон нафаршировали не лишь кнопками, а и выполнили в элегантном стиле, подойдя с дизайнерской стороны. Это хорошо заметно, если сравнивать с кондовыми «салунами» прошлых моделей Волги.

Невзирая на кнопочный блок управления климатической системой, где была недвусмысленная надпись «Lancia», которая будто намекала на «донорскую» модель ГАЗ-3105, с начала 1990-х годов прошлого столетию подобный автомобиль без иронии выглядел бы довольно небедно.

Причем смотрелась бы хорошо машина даже на европейской арене. Внутри представительского седана был такой уровень комфортабельности, будто это была иномарка. Даже сегодня тяжело поверить в то, что уже в те года конструкторы могли делать подобные вещи!

ГАЗ-3105 блок управления климатической системой
Блок управления климатической системой

Центральная консоль, кроме бортового компьютера и других приятных новшеств, имела кнопку блокировки межосевого дифференциала, где был дистанционный вакуумный привод. Салон был роскошный и просторный.

Травмобезопасную рулевую колонку сделали регулируемой. Установленные впереди сидения обладали регулировкой положения и наклона спинки, и даже высота подушки настраивалась! Настройка сидений получила электрические приводы с кнопочными управлениями.

Фото салона ГАЗ-3105

Подушки вместе со спинками получили электрический подогрев и систему автоматического поддержания заданного температурного режима. На втором ряду кресел можно было изменять продольное расположение подушки и в то же самое время изменять угол наклона спинки.

ГАЗ-3105 в ходу: основные изюминки проекта

Если опираться только на то, что написано выше, то может казаться, что Волга 3105 – это всего лишь кривой ходовой макет, который захочется оставить на обочине спустя 5 метров пути. Но именно в динамике эта машина преподнесла настоящий сюрприз.

На базе совершенно нового кузова было собрано иное шасси, аналог трансмиссии Quattro с блокировкой межосевого дифференциала, и с нуля созданный восьмицилиндровый двигатель на 3,4 литра. Все это выпустилось тиражом около двух сотен экземпляров и ставилось только на эту машину. И все это превосходно работало!

Несколько оборотов стартера и уникальный мотор просыпается. Здесь планировалась инжекторная топливная система с цифровым управлением, но конструкторы не успели завершить ее разработку. Питается мотор от карбюратора Pierburg. Через пару минут, когда обороты приходят в норму, можно ехать.

В паспорте на данную Волгу указывается мощность в 170 лошадиных сил и разгон до 100 км в час за 11 секунд. По субъективным ощущениям это информация соответствует действительности. При своих габаритах и весе (5-метровый седан на 1,8 тонн) Волга разгоняется уверенно. Рычаг переключения передач неожиданно четкий и размашистый позволяет уверенно переходить между скоростями. Даже когда на спидометре 120 км/час, в салоне тихо – не слышно ни трансмиссионного воя, ни стуков или скрежета.

Кроме того, 3105 очень точно держит прямую. В ходу автомобиль не рыскает со стороны в сторону, у руля четкий и понятный «ноль», никаких люфтов. На повороты Волга откликается практически без задержек, присутствует чисто символическая пауза, а за ней однозначная и линейная реакция машины. Это можно объяснить не только рейкой от Audi, но и тонкой настройкой шасси.

Но есть и ощутимые недостатки в ходу Волги:

  • руль постоянно дрожит в руках, так как двигатель не «отвязан» от кузова по вибрациям;
  • тормоза хоть и цепкие, но начинают схватывать только в самом конце хода педали;
  • слишком зажатая подвеска передает в салон всю дорожную мелочевку и острые стыки.

Но все это мелочи, учитывая то, что 3105 едет на уровне иномарок тех лет. Опытные водители, которые ездили на той же Audi 100, отмечают, что в сравнении с Волгой разница практически неощутима.

Экстерьер

Когда смотрели на внешность, не важно по фото или в реальности, ГАЗ-3105, то было такое чувство, будто на землю сел космический корабль. И это все без преувеличений.

Смотря черно-белые фото, далеко неидеального качества, автолюбители в СССР на протяжении долгого промежутка времени разбирали выпуск июльского номера журнала «За рулем» в 1990 году, где многие именно в первый раз могли увидеть новенький автомобиль.

Ее внешность была современной, динамичной, были гладкие формы и минимальное количество переходов. Сильный наклон стекол вместе с клиновидным силуэтом позволил машине получить прекрасную обтекаемость и Сх на уровне 0.3. Можно посмотреть на фото, чтобы убедиться в ее грациозности.

Экстерьер ГАЗ-3105

Ничего подобного не было раньше. Это был настоящий прорыв в экстерьерах автомобилей Советского Союза.

Хотя важнейшей чертой 05-й модели являлось наличие необычного остекления, будто автомобиль намекал на «прозрачность», открытость и «гласность». Вторым рядом под стандартными боковыми стеклами стали устанавливать еще одни окна небольшого размера, которые на вид «сливались» с ручками дверей.

Не будет лишним заметить, что стандартные боковые стекла (большие) не опускались. Немного позже из-за замысловатости в применении данного метода в реальности и его не наилучшей технологичной стороне, от открывающихся «подоконников» решили отказаться.

Седан ГАЗ-3105

В этой «дуэли» выиграли стандартные опускающиеся стекла, которые имели классическую конструкцию. Многие говорят, что после этого решения ГАЗ-3105 мгновенно стала немного скучной во внешнем облике.

Хотя никто не говорит о том, что она стала некрасивая – лишь во внешнем виде начали показываться много схожего толи с Ауди 100, толи с Опель Сенатор или Lancia Thema. Единственное что хочется сказать уверенно, новенькая модель в те моменты смотрелась современной, привлекательной и самобытной.

Вид сзади ГАЗ-3105

Немного позже некоторые стилистические решения 05-ой машины просматривались в прочих транспортных средствах, производством каких занимался Горьковский автомобильный завод. К примеру, рестайлинговая версия стандартной машины Волга, которая получила индекс 31029, и грузовая Газель, некоторые элементы взяли с ГАЗ-3105.

Как появился на свет ГАЗ-3105

В середине 80-х годов некогда престижный автомобиль ГАЗ-3102 стал потихоньку сдавать свои позиции. Он выглядел уже менее престижно и мало подходил под образ генеральных секретарей. Именно поэтому было принято решение разработать что-то новое. Первый концепт под названием «Волга 3105» появился на свет в 1987 году. Он был оснащен реечным рулевым управлением, которое также имело гидроусилитель. Машина была полноприводной, оснащенной элекропакетом, который включал в себя центральный замок. Примечательной дизайнерской деталью авто были «утопленные» в стекла дверные ручки. Благодаря этому концепт получил название «Глаз». После того как было разработано три таких авто, один из них оказался в музее ГАЗ. Несколько лет спустя автомобиль «Волга 3105» был официально одобрен Горбачевым и запущен в производство.

волга 3105 технические характеристики

Источники

  • https://AutoLegal.ru/avtokredity/sestra-frankenshtejna-volga-3105-chto-stalo-s-revolyucionnym-proektom/
  • https://all-auto.org/892-gaz-3105.html
  • https://FB.ru/article/142969/volga-tehnicheskie-harakteristiki-foto
[свернуть]
Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть