Логистика – основа экономики нашего региона, поэтому пятилетие Поволжской логистической ассоциации (межрегионального отраслевого объединения логистов) – событие знаковое. Вместе проще решать насущные проблемы, искать пути выхода из создавшихся сложных экономических условий, налаживать диалог с властью. Эти и другие вопросы рассматривали 19 августа в ходе пресс-конференции в честь пятилетия ПЛА.
Кризис – в головах
Кризисные явления затронули большинство отраслей экономики. Логистика в этом ряду также не стала исключением.
- Состояние транспортно-логистического комплекса России сложное, – рассказал во время пресс-конференции в честь пятилетия ПЛА председатель комитета ПЛА по автомобильной логистике директор ООО «Сотранс-НН» Игорь Костин. – Оно характеризуется не только уменьшением объемов перевозимых грузов, но и снижением темпов ввода в эксплуатацию складских помещений, сокращением инвестиций в реальный сектор экономики, ужесточением условий банковского кредитования, переносом сроков строительства ряда объектов транспортной инфраструктуры и прочее.
Однако и в такой непростой ситуации есть свой позитивный момент: чиновникам всех уровней становится понятно, что без кардинальных изменений в этой отрасли нормальное развитие экономики просто невозможно.
- Кризис – в головах, – считает Игорь Костин. – И постепенно это стали понимать на всех уровнях.
Но не только и не столько кризис обусловил непростую ситуацию в логистике.
- Государство отпустило вожжи своего регулирования во многих сферах, и, в частности, в сфере автотранспорта, – объясняет Игорь Костин. – С момента отмены в 2005 году лицензирования автотранспортных перевозок, фактически на рынок может выйти кто угодно, при этом не отвечая ни за какие последствия своей деятельности.
Для изменения ситуации в лучшую сторону должна поменяться вся система государственного регулирования автотранспортной деятельности. Она должна минимально стеснять рыночные отношения, но при этом увеличивать ответственность рыночных игроков.
Навстречу саморегулированию
Закон об отмене лицензирования отдельных видов деятельности убрал государственную составляющую регулирования бизнеса. Функции, которые принимало на себя государство, теперь принадлежат самим субъектам предпринимательской деятельности. Саморегулируемые организации – тот механизм контроля, который должен появиться внутри каждой отрасли и каждого профессионального сообщества. Отраслевые союзы и ассоциации, которые появились за последние годы, в том числе и в логистике, зачастую охватывают специалистов какой-то одной сферы, к примеру ассоциация российских экспедиторов. Логистика же включает в себя большой комплекс различных услуг: начиная с транспортировки грузов и их хранения и заканчивая созданием соответствующей инфраструктуры. Получается, что ассоциаций много, а единой политики и стратегии у них нет. ПЛА – первое межотраслевое объединение логистов, способных предоставить клиенту полный комплекс услуг по транспортировке, хранению, доставке груза «от двери до двери» в указанный срок и в полной сохранности.
- Уже сейчас мы способны закрыть весь спектр по транспортно-логистической отрасли, – рассказал президент ПЛА Андрей Иванов. – В ближайшее время мы предложим своим членам участие в сложных комплексных тендерах.
По его мнению, настало время объединяться, консолидировать свои усилия. - Сейчас назрела необходимость консолидировать логистическое сообщество, – считает Андрей Иванов. – Нужно создавать всероссийское объединение логистов. Возможно, стартовой площадкой для этого станет ПЛА либо какая-либо другая ассоциация. Вместе проще решать текущие вопросы, разрабатывать стратегию развития, вести конструктивный диалог с властью.
Власть и бизнес
Помимо отсутствия единой логистической организации, есть еще одна большая проблема: отношения бизнеса с властью. Логистика для многих чиновников до сих пор нечто виртуальное, и понимание ее как целостного комплекса по предоставлению услуг пока еще не до конца укрепилось в общественном сознании.
- Сегодня, как и пять лет назад, логистика существует как бы отдельно от власти, – считает президент ПЛА Андрей Иванов. – Единая региональная концепция, стратегия развития транспортно-логистического комплекса на данный момент просто отсутствует.
Кроме того, ведомства, отвечающего за весь комплекс вопросов, касающихся логистики, ни на региональном, ни на федеральном уровне не существует.
- Проблемы регионов часто упираются в то, что просто не к кому пойти, не с кем поговорить, – считает президент ПЛА Андрей Иванов. – Логистика всегда была между отраслями. Да и делать логистику в одном отдельно взятом регионе просто невозможно, ведь эта отрасль экономики по своей сути межрегиональная. Поэтому нам необходимо ведомство федерального уровня (например федеральное агентство по логистике) независимое либо при каком-либо профильном министерстве, которое будет рассматривать и помогать решать только вопросы логистики.
Учеба для логистов
Одна из насущных проблем логистической отрасли – дефицит высококвалифицированных кадров. Логистов в России начали готовить с 2002 года. Как таковой специализации до этого просто не было. А хорошо подготовленные кадры для логистики сейчас особенно необходимы. - Один из наших новых проектов, к реализации которых мы приступаем, – это создание так называемых «корпоративных университетов для логистов» на базе ПЛА, – рассказывает Андрей Иванов. – Дальше всего в этом вопросе продвинулись в Самаре. Там такой университет откроется уже в октябре текущего года. Обучаться в нем смогут те, кто хочет повысить свою профессиональную квалификацию, получить хорошие теоретические знания и, что наиболее ценно, практические навыки.
В Нижнем Новгороде в сентябре 2009 года Нижегородский филиал Высшей школы экономики откроет факультет логистики. ПЛА предоставит этому факультету самую передовую теорию и возможность студентам проходить практику на предприятиях – участниках ПЛА, будет способствовать стажировкам за границей.
Справка «Транспортной империи»
Поволжская логистическая ассоциация (ПЛА) на сегодняшний день – единственное в России межрегиональное содружество ведущих транспортных и логистических компаний окружного формата. За пять лет напряженной и плодотворной работы ПЛА превратилась в мощную межрегиональную ассоциацию. Сейчас в составе ПЛА более 70 участников, 68 из которых – это члены ассоциации, юридические лица, и два участника – физические лица. Среди членов ПЛА – компании, специализирующиеся на автомобильных, железнодорожных и речных перевозках, занимающиеся складской и таможенной логистикой. Кроме того, сегодня в составе Ассоциации есть страховые компании, банки, вузы (Высшая школа экономики, Татарский Государственный гуманитарно-педагогический университет). География ПЛА охватывает четыре из семи федеральных округов. В состав ассоциации входят представители восьми из 14 регионов ПФО.
Материал подготовила Анна Разумовская
Фото Ирины Кулишовой