Главными тенденциями российского логистического рынка 2013 года стали повышение качества услуг 3PL-операторов (Third Party Logistics) и высокая ценовая конкуренция. В сложившейся ситуации компания имеет шансы сохранить бизнес, если способна, соответствуя всем предъявляемым международным требованиям, соревноваться с другими претендентами в стоимости сервиса.
Второе ярко выраженное направление изменений в логистике — ожидание от компании высокой вариативности услуг, включающей сборные грузы (совместную отправку по общему маршруту партии грузов, адресованных разным получателям), кросс-докинг (прием и отгрузку товаров и грузов через склад без размещения в зоне долговременного хранения) и авиадоставку на территории РФ. Подталкивает логистов к разнообразию видов транспортировок увеличение доли электронной коммерции на рынке торговли. Выиграют операторы, которые предложат гибкие, комплексные решения по принципу «от двери до двери» и сумеют утвердиться в регионах.
Региональная экспансия крупнейших производителей и ритейлеров требует от логистических компаний управления растущими товарными потоками. На развитых рынках, 3PL-провайдеры фактически сменили приставку на «4PL», взяв на себя, помимо управления товарными потоками, координацию информационных данных заказчиков, формируя единое информационное поле для производителей и поставщиков. Это заставило российских операторов обновить IT-инфраструктуру.
В течение 2013 года происходила смена способа переброса товаров из центра в регионы. Еще два года назад грузы перемещали в региональные распределительные центры, теперь большей популярностью пользуется проработка схем доставки с использованием нескольких видов транспорта, особое внимание уделяется маршрутизации. На эскалации перевозок сказалась рецессия автомобильного сектора. Падение продаж некоторых моделей машин достигает 30%. Снижение спроса на готовую продукцию повысило спрос на запчасти: покупая их, потребители пытаются увеличить сроки эксплуатации своих автомобилей.
Известен другой случай влияния экономической нестабильности на транспортировки: вынудив производителей передавать собственные складские комплексы в управление логистических операторов, она инициировала грамотные изменения во взаимодействии компаний-сотрудников. Существенно сократились затраты на дистрибуцию, большое количество компаний получило доступ к новым сервисам, которые раньше были привилегией крупных корпораций. Заключение договора Service Level Agreement (соглашения об уровне обслуживания) определило минимальную планку гарантированного качества услуг. Также уменьшился временной отрезок выхода на рынок, разработки или производства продукта с использованием дополнительных мощностей и технологических возможностей поставщика. Сервис стал круглосуточным.
В целом логистический рынок открыт для развития: доля аутсорсинга логистики в России пока составляет 25—30% (на Западе — 50—60%). По нашим прогнозам, органический рост бизнеса иностранных клиентов останется на уровне текущего года, и возможно даже уменьшится, а издержки на логистику будут сокращаться. Одновременно ожидается увеличение спроса на комплексные услуги со стороны российского среднего бизнеса.
Галина Гельфанд,
директор по стратегическому развитию компании LogLab